Кому не приходилось сетовать на сложные отношения детей и подростков со сном! Вечером, хотя глаза у ребенка уже слипаются, не уложишь, утром в детский сад или школу он идет сонный или как лунатик… Ученые обнаружили, что дело не во вздорном характере подрастающего потомства. Просто биологические часы молодежи работают совсем иначе, чем у взрослых.
Хотя психологи и педиатры рекомендуют подросткам спать не менее 9 часов в сутки, только один из каждых пяти на самом деле получает такую порцию сна. А многие в будние дни, когда надо посещать школу, спят всего 7 часов. Между тем в большинстве европейских стран школьные занятия начинаются в 8 утра, в США - в 7, в России - в 8.30, в Англии и Австралии - в 9. Неудивительно, что, согласно данным опроса, проведенного весной 2006 года Национальным фондом сна (США), более четверти школьников 11-17 лет хотя бы раз в неделю засыпают на уроке, а более половины говорят, что недосыпают и весь день чувствуют усталость. Около половины американских подростков проявляют симптомы нарколепсии - серьезного нарушения, при котором человек время от времени, в самый неподходящий момент, испытывает приступ непреодолимой сонливости продолжительностью от минуты до получаса.
Как известно, большинство людей являются в той или иной степени "совами" либо "жаворонками". Однако немецкий физиолог Тиль Рённеберг, изучив режимы сна и бодрствования 25 тысяч человек в возрасте от 8 до 90 лет, пришел к выводу, что эта особенность, обусловленная в основном генетически, на протяжении жизни меняется. Хотя маленькие дети - главным образом "жаворонки", примерно с 14 лет они постепенно склоняются в сторону "сов", начиная вставать и ложиться спать все позже и позже. Приблизительно с 20-летнего возраста (у женщин в 19,5 года, у мужчин в 21 год) тенденция обращается, и люди начинают засыпать и просыпаться раньше.
Ритм сна и бодрствования управляется так называемым супрахиазматическим ядром (см. "Наука и жизнь" № 1, 2005 г.), скоплением нейронов глубоко в гипоталамусе, у основания мозга. Днем, пока светло, под руководством супрахиазматического ядра в гипоталамусе выделяется гормон орексин, поддерживающий бодрствование. При наступлении сумерек выдается сигнал гипофизу синтезировать гормон сна - мелатонин.
Как показала американская исследовательница Мэри Каркассон, у подростков в период полового созревания этот механизм работает замедленно. Синтез мелатонина начинается на час, а то и на два позже, поэтому им вечером спать не хочется. Соответственно, если дать им волю, они спят потом до полудня. Если же воли не давать, ребенок живет в состоянии хронического сдвига на один-два часовых пояса.
Поэтому раннее начало занятий в школе делает преподавание во многом бессмысленным. Как показал канадский психолог Дэвид Голдстейн из Торонтского университета, утром коэффициент интеллекта подростка падает на 6-7 пунктов по сравнению с серединой и второй половиной дня. "Так как ко второй половине дня занятия в школе, как правило, уже окончены, некоторых школьников педагоги просто никогда не видели в период полного расцвета их интеллектуальных способностей", - утверждает Голдстейн. Особенно существенно это для судьбы молодого человека, который должен сдавать рано утром какой-то важный экзамен.
Но и это сущая ерунда по сравнению с другим возможным вредом от насильственного навязывания неестественных биоритмов. Мартин Ралф из того же университета переводил хомяков на ненормальный для них режим света и темноты. У хомяков, которых заставляли бодрствовать и спать в неудобное для них время, разрушалась сердечно-сосудистая система, возникали болезни почек, и грызуны умирали раньше срока. "Если мы думаем о здоровье наших детей, - говорит Ралф, - занятия в школах и университетах должны начинаться не раньше 11 часов утра".
С другой стороны, такое изменение режима работы вряд ли понравится преподавателям. Поэтому в Англии и США проводятся опыты по переводу биологических часов детей и подростков в сторону "жаворонка". Достигается это ярким освещением комнаты (с большой долей оранжевых лучей) по утрам, перед школой и последующего освещения классной комнаты ярким голубоватым светом непосредственно перед началом занятий и на первом уроке. Тем не менее, узнав об открытиях и рекомендациях ученых, некоторые школы Миннесоты (США) сдвинули начало уроков на более позднее время. Первый результат - сократились прогулы занятий.