№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

ШИТЬЕ ИЗ ЛОСКУТКОВ

И. МУХАНОВА.

В городе Иваново, прославившемся еще в XVIII-XIX веках своими полотняными и ситценабивны ми мануфактурами, осенью прошлого, 1997 года прошла выставка-конкурс произведений из ткани лучших российских мастеров. Она называлась "Лоскутная мозаика России" и стала заключительным этапом первого фестиваля лоскутного шитья, организованного Государственным Российским Домом народного творчества. На конкурс было представлено 360 произведений 158 авторов из разных уголков России. Два главных приза жюри присудило художникам Г. А. Воловой из Углича Ярославской области и И. С. Коротковой из Иванова. Тридцать один мастер отмечен дипломами лауреатов выставки. Несколько участников стали лауреатами специальных премий журналов "Наука и жизнь", "Мир женщины", "Школа и производство", а также газеты "Подмосковные известия". Среди них - преподаватель лоскутной техники москвичка Ирина Юрьевна Муханова. Мы попросили Ирину Юрьевну рассказать о секретах этого мастерства.

Фрагмент коврика "Калейдоскоп". Автор - З. Д. Степанова из Перми.
За круглый коврик (на фото - фрагмент) и за другие работы, представленные на конкурс, А. Я. Снеговская из Москвы получила диплом лауреата выставки. Коврик сшит из крохотных лоскутков, свернутых в почти бисерные треугольники.
Панно "Русь" (фрагмент). Автор - Г. А. Волова из Углича. За серию своих произведений художница была награждена главным призом выставки "Лоскутная мозаика России".
Панно "Суздаль". За эту работу коллектив клуба "Суздальский лоскуток" был награжден дипломом лауреата выставки "Лоскутная мозаика России".
"Узел жизни" (хлопок, лоскутная мозаика, аппликация). Автор этих лоскутных панно - Ирина Юрьевна Муханова, член Московской палаты ремесел и Международной ассоциации художников-дизайнеров при ЮНЕСКО.
"Рождество" (одеяло; хлопок, лоскутная мозаика).
"Свеча" (хлопок, лоскутная мозаика, аппликация).
"Змея Хаоса" (хлопок, лоскутная мозаика, аппликация).
"Глаз бури" (хлопок, лоскутная мозаика).
"Цветоводы" (хлопок, аппликация).
"Биосфера"  (хлопок, лоскутная мозаика, аппликация).

- Шитье из лоскутков привлекает очень многих женщин и даже некоторых мужчин. Что это сегодня - бабушкино рукоделие или высокое искусство? Как и когда оно появилось на Руси?

- Лоскутное шитье издавна известно многим народам. Из пестрых и однотонных кусочков ткани, выкроенных по шаблонам, мастерицы составляют самые разные композиции - мозаичные узоры. Недаром этот вид творчества у нас называют ситцевой или лоскутной мозаикой. На лицевой стороне таких композиций нет видимых швов. Лоскутная мозаика - одно из направлений в лоскутной технике. Существует и другое - аппликация. Здесь, чтобы создать рисунок, лоскутки нашивают на единый кусок ткани - фон. Оба эти направления могут прекрасно соседствовать и дополнять друг друга в лоскутных произведениях.

В России шить из лоскутков стали во второй половине XIX века, когда появился в продаже дорогой заморский ситец. Расцвет лоскутного шитья пришелся на конец XIX века и был связан с развитием машинного производства ситца, а также с широким распространением в народе разнообразных дешевых хлопчатобу мажных тканей с набивным рисунком. В обиход вошли ситцевые сарафаны и рубахи. Их украшали лоскутными орнаментами. Из остатков ситца при крое одежды, из кусочков отслуживших свой срок текстильных изделий экономные хозяйки научились собирать одеяла, коврики, занавески, подушки и другие вещи. Традиционные "деревенс кие" узоры отечественной лоскутной техники - несложная мозаика из полосок, квадратов и треугольников ярких контрастных цветов. Очень интересны объемные технологии в русском лоскутном шитье, когда каждый лоскуток, вырезанный с помощью лекала (круга или квадрата), складывают в треугольник, затем группируют треугольники рядами и настрачивают по кругу на основу из плотной ткани, или когда длинные жгуты скрученной ткани заплетают в шнур-косичку, а затем косички разных цветов выкладывают по кругу и сшивают между собой.

К сожалению, лоскутная техника как вид декоративно-прикладного искусства не вошла в перечень народных промыслов, поддерживаемых государством, и уже в 20-х годах нашего столетия русское лоскутное одеяло стало больше утилитарным, чем художественным предметом. Мастерицы шили одеяла из старых изношенных тканей без особого подбора лоскутков по цвету и форме.

В 1970-е годы в одежде и в украшении интерьеров стал модным фольклорный стиль, и тогда появился новый всплеск интереса к лоскутной технике. Музеи России начали собирать и изучать лоскутные изделия. Их прекрасные образцы пополнили коллекции народного творчества Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства в Москве, Музея ивановского ситца, местных краеведческих музеев. Лоскутными технологиями заинтересовались современные профессиональные художники.

Для развития любого творчества важны общение и обмен опытом между представителями разных школ и направлений. Отрадно, что недавно у нас в стране прошел первый Всероссийский фестиваль лоскутного шитья. Кто побывал на итоговой выставке фестиваля в Иванове, поразился широте распространения лоскутного рукоделия по России. Продолжая и развивая традиции, современные мастера разрабатывают новые, удивительные узоры и находят необычные цветовые сочетания.

Лоскутная техника требует от художника великолепного владения и цветом, и мастерством шитья. Чтобы добиться хорошего результата, нужна абсолютная, миллиметровая точность кроя и такая же точность при сшивании лоскутков, так как из-за разницы в несколько миллиметров возникает перекос изделия. Кроме того, нужно еще в совершенстве освоить ручную и машинную стежку (от слова "стегать" - прошивать насквозь положенный между двумя кусками ткани слой ватина, ваты или другой прокладки). Различные узоры стежки служат дополнительным украшением лоскутного изделия.

Из лоскутков мастерицы шьют самые разные вещи: тряпичных кукол, картины, панно, одеяла, покрывала, подушки, скатерти, прихватки, занавески, коврики, сумки, жакеты, жилеты. Полагаясь на собственный вкус, можно дать полную свободу в выборе тканей.

Сегодня вокруг лоскутного шитья царит оживление не только в России, но и в тех странах, где оно появилось раньше, чем у нас.

- Кстати, а где первоначально возникло лоскутное шитье?

- Лоскутная мозаика, аппликация и стежка независимо друг от друга существовали почти у всех народов. Самая древняя аппликация, датируемая 980 годом до н. э., была найдена в Египте. Фрагменты стеганых изделий обнаружили при раскопках скифских курганов.

В Европе стежка появилась около 800 лет назад, во времена крестовых походов. Вплоть до XVIII века ее использовали прежде всего для укрепления многослойной одежды. Стеганые одеяла и покрывала были распространены в основном на юге Франции и Англии, где примерно до 1750 года их шили из цельных полотнищ и украшали контрастной вышивкой.

Экономичная лоскутная техника (ее называют на Западе "пэчворк", что в переводе с английского - "работа из лоскутов") как вид декоративно-прикладного искусства возникла сначала в Англии. Сюда еще в XVI веке начали привозить индийские хлопчатобумажные ткани прекрасных расцветок и узоров. Иметь в доме индийское одеяло, богато декорированное вышивкой или набивным рисунком, считалось признаком достатка. Очень скоро появились и подделки - одеяла из хлопчатобумажных индийских тканей, изготовленные на английских мануфактурах. В 1712 году правительство Англии, заботясь о сохранении и развитии собственных шерстяных и шелковых мануфактур, запретило продавать на территории Англии индийский ситец и изделия из него. Конечно, контрабанду ситца это не остановило, однако он стал дефицитен и дорог. Бережливые женщины, выкроив из дорогого ситца одежду, стали использовать его остатки для других изделий. Яркие элементы узора ткани шли на аппликации: их нашивали на льняные или шерстяные полотна. А из мелких разноцветных лоскутков собирали единое полотно по принципу мозаики. Таким образом, первоначально лоскутная техника возникла в результате нехватки материалов и их дороговизны. В домах без большого достатка она позволяла рукодельницам создавать модные текстильные предметы интерьера, например, парадные стеганые одеяла. В дальнейшем лоскутное шитье активно развивалось там, куда шли первопроход цы. Собирать из кусочков тканей стеганые одеяла и другие вещи их заставляли условия жизни. Великолепные образцы лоскутных изделий шили мастерицы севера Скандинавии, Русского севера и Сибири, запада США. В Америке лоскутная техника постепенно из необходимости превратилась в любимое занятие очень многих людей и стала национальным видом декоративно-прикладного искусства. За последние два столетия американские мастерицы разработали множество прекрасных узоров, ставших традиционными, и придумали определенные технологии изготовления лоскутных изделий. Любители этого вида искусства объединяются в "квилт-клубы" ("квилт" в переводе с английского - "стеганое лоскутное изделие").

- Ирина Юрьевна, вы - биохимик по специальности, кандидат биологических наук и вдруг - профессиональный художник-дизайнер, преподаватель лоскутной техники?

- Такова жизнь. Когда родились дети, пришлось оставить работу. Различными видами рукоделия - вышивкой, вязанием, плетением кружев - увлекалась всегда. В лоскутной технике я самоучка. Первым изделием стало лоскутное одеяло, сшитое на заказ. Было это в 1990 году. Занятие пришлось по душе. Постепенно познакомилась с различными технологиями лоскутного шитья, освоила их. Составила свою программу обучения этому виду творчества. Так хобби стало профессией. Помогли мне и курсы авторского костюма при Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Закончив их в 1989 году, занялась разработкой и изготовлением костюмов в русском стиле.

Лоскутная техника привлекает меня уникальными возможностями работы с цветом. Мне нравятся плавные переходы оттенков лоскутков разной насыщенности - от светлых к темным и наоборот. Нравится придумывать сложные геометрические узоры и давать им названия. Интересны способы получения оптически объемных эффектов на плоскости лоскутного полотна. Хочется открывать для себя все новые и новые возможности этого старинного рукоделия.

- А что можно посоветовать тем, кто еще только мечтает освоить лоскутное шитье?

- Чтобы овладеть всеми тонкостями этого искусства, нужно время и терпение. Главные условия успеха - художественный вкус и аккуратность. Составляя из лоскутков мозаику, важно, чтобы они гармонировали по цвету, иначе композиция будет рябить в глазах. Дополнительные сложности возникают в работе с пестрыми лоскутками, которые, кроме основного тона, имеют и другие цвета. Собирая разные кусочки ткани в единое полотно, мастер всякий раз проверяет получаемый эффект. При этом он больше опирается не на теорию цветовых сочетаний, а на свою интуицию.

Начинать лучше с самых простых, небольших изделий, например с прихваток. Нужно научиться соединять два одинаковых по размеру, но разных по цвету прямоугольных треугольника в квадрат, затем из квадратов составить полоску, несколько полосок сшить в лоскутную пластину. Освоить первые шаги помогут книги по лоскутному шитью, переводные и отечественные. Их вы найдете в магазинах.

Трудоемкую лоскутную технику можно усовершенствовать, применяя прозрачную линейку для лоскутного шитья и ножи для раскроя ткани. Они продаются в специализированных магазинах.

Лоскутное шитье - удивительно теплый, домашний и женский вид творчества. Настоящие мастера, чтобы создать подлинное произведение искусства, используют уже не старые, выцветшие лоскутки, а специально подбирают и покупают красивые яркие ткани.

***

Второй российский фестиваль лоскутного шитья Государственный Российский Дом народного творчества (101000, Москва, Сверчков переулок, дом 8, строение 3) планирует провести осенью 1999 года. Желающие участвовать в нем могут присылать заявки по указанному адресу. 

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Мир увлечений»

Детальное описание иллюстрации

"Узел жизни" (хлопок, лоскутная мозаика, аппликация). Автор этих лоскутных панно - Ирина Юрьевна Муханова, член Московской палаты ремесел и Международной ассоциации художников-дизайнеров при ЮНЕСКО. На выставке "Лоскутная мозаика России", проходившей в городе Иваново осенью 1997 года, она стала лауреатом специальной премии журнала "Наука и жизнь". Кусочки тканей в работах художницы - как мазки краски. Из разных по форме, цвету и рисунку лоскутков рождаются оригинальные композиции и сложные геометрические узоры с оптическим эффектом.
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее