В переводе с английского триал (trial) означает испытание, тест. Это и в самом деле настоящее испытание силы, ловкости, мастерства и немалого мужества спортсмена. Суть спорта - в преодолении самых разных препятствий. Все, что представляет собой преграду, нужно преодолеть.
Сегодня в мире известны три подобные дисциплины - мототриал (он возник первым), велотриал и джиптриал. На джипах, конечно, по бревнышкам не прыгают, там преграды несколько иные - ямы, рытвины, подъемы, спуски и озера грязи. А соревнования по мото- и велотриалу внешне очень похожи: те же трассы головоломных препятствий, прыжки и балансировка. Разница лишь в том, что спортсмен на велосипеде должен использовать для их преодоления лишь силу собственных мышц.
Собственно, велосипедный триал возник из мототриала. Для тренировок прыжковой техники, балансировки спортсмены-мототриалисты начали использовать специальные велосипеды. Очень скоро это увлекательное и зрелищное занятие превратилось в самостоятельную спортивную дисциплину. С 80-х годов в Европе и США по велотриалу начали проводиться чемпионаты.
К нам этот спорт пришел в начале 90-х годов, и хотя комиссия велотриала в Федерации велоспорта создана относительно недавно, а клубное движение только развивается, поклонников оригинального спортивного развлечения в стране уже немало.
Велотриал требует очень серьезной и разносторонней физической подготовки. Спортсмену отнюдь недостаточно иметь крепкие мускулы. Сила, разумеется, необходима, но для достижения вершин мастерства нужно к тому же быть чрезвычайно пластичным, гибким, иметь отличную координацию и способность максимально концентрироваться. Однако я считаю, что достоинства велотриала не ограничиваются развитием одних лишь физических характеристик спортсмена. Вся наша жизнь - суть преодоления различных трудностей. Кофе пригорел, каблук отваливается, троллейбус опоздал… Все это мелочи, но с каждой из них приходится справляться ежедневно, их множество, и все они самые разные, порой абсолютно неожиданные.
Таков и велотриал. Каждое препятствие или их сочетание спортсмен встречает впервые и всякий раз отыскивает собственный способ с ними справиться. Необходимо прокатиться по узкой доске, спрыгнуть с двухметровой высоты. Страшно? Конечно, страшно. Но нужно заставить себя перешагнуть через свой страх. И велотриал помогает научиться делать это.
Триал несовместим с вредными привычками. Никотин, алкоголь (о наркотиках я вообще не говорю) велотриалисту не то что противопоказаны - употребление их в принципе невозможно. Малейшее нарушение координации - и ты безнадежно проиграл. Выкурил сигарету - и все, полная гарантия того, что на преодоление дистанции тебе не хватит кислорода. И в то же время в этом жестком, требующем полной самоотдачи спорте абсолютно нет агрессии. Фактически спортсмен всегда борется не с соперниками, а с самим собой.
Кого-то, возможно, насторожит опасность получения травм. Конечно, у нас бывают шишки, ушибы, царапины. Но, во-первых, травмоопасен любой спорт. Один мой знакомый шахматист, участвуя в очередном турнире, так глубоко задумался, что сел мимо стула и повредил позвоночник. Пример, разумеется, относится к категории курьезов, но это так. Во-вторых, система травмобезопасности у нас выстраивается очень строго. За все время, что я работаю, был лишь один случай перелома - спортсмен на тренировке сломал палец. Так что по сравнению с хоккеем, футболом количество травм несоизмеримо меньше.
И еще один важный аргумент в пользу триала. Почти каждый молодой человек стремится чем-то выделиться среди сверстников, заявить о себе или по крайней мере о том мечтает. Это нормальное свойство возраста, жаль что сегодня в связи с недостаточностью организаций по работе с молодежью таких возможностей осталось немного. Ну не в бандиты же идти! В триале ты имеешь возможность весьма наглядно доказать себе и окружающим, на что способен. Это чрезвычайно важно для становления характера.
Хотя любителей, энтузиастов этого вида спорта можно найти в каждом городе, к сожалению, наш московский центр велотриала на сегодняшний день единственный в стране. Вот как он появился. Я заинтересовался триалом случайно. У меня пять детей - три сына, две дочери. Когда они стали подрастать, я осознал, что просто так выпустить их во двор, "на улицу" не могу. Там уже творилось черт знает что. Стал думать, как организовать их досуг, и понял, что оставлять в стороне остальных "дворовых" ребят нельзя. Так и получилось, что все вместе начали заниматься футболом, хоккеем и велоспортом. Ходили на тренировки, в походы. Было это восемнадцать лет назад, и в ту пору нам немало помогли местные партийные власти - по крайней мере выделили подвальное помещение, что по сегодняшним временам практически невозможно.
Несколько лет назад к нам пришел паренек с просьбой: помогите разобраться вот с этакой забавой. У него были какие-то печатные материалы о велотриале, и он даже самостоятельно научился прыгать на одном колесе. Я посмотрел - действительно интересно. Начал изучать подробнее - и загорелся. Лазил по интернету, знакомился с тем, как обстоят дела в мире, встречался с разными знающими людьми, стал сам пробовать. Строил препятствия и трассы, изучал физиологию движений и в результате разработал свою методику тренировки триалистов. Мы приступили к тренировкам. Испытывал все на наших спортсменах, которые начинали практически с нуля. Один из учеников стал обладателем кубка Москвы по велотриалу среди юниоров, а наша девушка - в подростковой категории.
Что же такое триал? Чтобы это понять, достаточно посмотреть на соревнования один раз. В сущности, велотриал - это преодоление трассы различных препятствий на велосипеде. Стандартной трассы для триала не существует. Создавая ее, организаторы соревнования всякий раз фантазируют изо всех сил, руководствуясь принципом: чем чудней, тем интересней. Препятствия должны быть максимально сложными. Но в то же время шанс на их преодоление должен оставаться. Кроме того, строя трассу, необходимо иметь в виду, что спортсмен должен получить возможность продемонстрировать все элементы из своего арсенала - "порхнуть", показать далекий прыжок, высокий прыжок, баланс и так далее. Строительство трассы всякий раз сплошной полет фантазии: качающиеся автопо-крышки или доски-качели, бревна, круг, ступени, наклонные плоскости, брусья, лестницы. Единственное постоянное и строго соблюдаемое требование к трассе препятствий - травмобезопасность.
Трасса триала состоит из нескольких секторов. Задача спортсмена - поочередно преодолеть все сектора с наименьшим количеством штрафных очков и с наилучшим временем. Трассы могут отличаться по сложности в зависимости от возрастной категории спортсменов. Для каждой трасса своя. В Москве, кстати, есть парк препятствий. Это элементы конструкций, из которых, как из кубиков детского конструктора, составляется всякий раз новая трасса.
Обычно один сектор содержит 10-15 различных препятствий в разных сочетаниях. Сразу, без остановки, преодолеть всю трассу физически невозможно - просто не хватит сил. На прохождение одного сектора спортсмену дается определенное время: у нас - 3 минуты, в Европе - 2,5. Стартовав, спортсмен имеет право преодолевать препятствия только на колесах. Любая опора о землю, о само препятствие чем-либо, кроме колес, - ногой, локтями, частями велосипеда (например, педалью, рамой) штрафуется одним баллом. Для спортсменов высшей категории трасса насчитывает 8 секторов. Это полчаса изматывающей борьбы, хотя после каждого сектора следует короткий отдых. Трассы, повторяю, могут быть самые разные, и иногда спортсмену приходится сознательно идти на получение штрафного балла - иначе преодолеть препятствие в связке с другим без опоры просто не удастся. Максимум, что может набрать каждый спортсмен, - 5 штрафных баллов, после этого судьи снимают его с сектора.
На чемпионатах мира снимают с соревнований и тех спортсменов, которые затрачивают на преодоление сектора времени больше контрольного. У нас правила намного мягче. Мы за лишние секунды только штрафуем. Потому что пока считаем основной задачей не отсеять, а привлечь спортсменов, дать возможность каждому попробовать свои силы и совершенствовать мастерство. Хотя наши лучшие спортсмены - элита - уже сейчас проходят соревнования по международным правилам, готовясь войти в мировую классификацию.
До старта соревнования правила не разрешают спортсменам заезжать на трассу на велосипедах. Можешь смотреть сколько угодно, можешь пройти ее, попрыгать на каждом элементе, но только ногами, без машины. Спортсмену дается на каждый сектор две попытки. Обе с зачетом. Вторая, как правило, проходит лучше, это естественно. На все про все, таким образом, с учетом обеих попыток и времени перехода от сектора к сектору спортсмену дается 4 часа. Когда звучит команда "Старт!", спортсмены сломя голову мчатся каждый к выбранному сектору, пытаясь создать резерв времени. И начинается борьба - увлекательная, интересная, зрелищная, но трудная необычайно!
Велотриал в исполнении мастеров не только спорт - это настоящее представление. В 2003 году в Государственном Кремлевском дворце состоялся концерт в рамках программы правительства России и московской мэрии. Там выступали известные артисты, пригласили и нас как представителей современного молодежного экстрима. Акробатика на велосипедах, которую продемонстрировали ребята, понравилась настолько, что зал долго не хотел нас отпускать. А устроители концерта признались, что и не рассчитывали на подобное. Поэтому мы не удивились, когда через короткое время нас пригласили выступить в ГЦКЗ "Россия" на награждении почетными призами города спортсменов - победителей зимней Олимпиады.
Велосипеды для триала особые, без седла. У них своеобразная рама - маленькая, низкая и чрезвычайно прочная. На таком велосипеде не поездишь, как на обычном: максимальная скорость на нем всего 10 км в час по ровной дороге, больше не получится. Широкий руль, очень прочные и легкие колеса, усиленные подшипники, специальные, тоже очень прочные педали: обычная педаль не выдержит таких нагрузок и развалится после прохождения первых же секторов. За рубежом сейчас выпускается немало различных моделей велосипедов для триала. Но и у нас на одном из оборонных заводов Нижнего Новгорода уже сделали велосипед высочайшего качества, который по достоинству оценили зарубежные специалисты. Чертежи, кстати, были разработаны совместно с нашим клубом. Этот велосипед мы возили на соревнования во Францию и здорово удивили профессионалов триала. Он не менее прочен и надежен, чем образцы известных фирм-производителей, но к тому же значительно легче и, что называется, прыгучей. И хотя пока чемпионы Европы не мы, а они, не сомневаюсь, что на таком велосипеде мы их обязательно догоним. К сожалению, пока что такую машину купить невозможно: создано лишь несколько опытных экземпляров, но в ближайшем будущем, надеюсь, положение изменится в лучшую сторону.
Триальный велосипед, на котором вполне можно тренироваться и участвовать в соревнованиях, стоит примерно 15 тысяч рублей. Дорого? Смотря с какой стороны посмотреть. Заметим, что весь современный спорт отнюдь не дешев. А профессиональный просто-таки очень дорог. Теннисная ракетка профессионала стоит в десятки и даже сотни раз дороже, чем такая же с виду для любителя. Велосипеды шоссейников-гонщиков стоят 15-20 тысяч долларов. Конечно же начинающему спортсмену необязательно садиться на слишком уж дорогой велосипед. Но если он собирается преодолевать серьезные препятствия и готовится замахнуться на высшие позиции в своем виде спорта, на первое место выходят прочность, качество, технологическая приспособленность, и цена, естествен но, растет.
С 2004 года велосипедный триал внесен в официальный классификационный справочник российского спорта. Два года мы проводим официальные соревнования, которые собирают спортсменов-триалистов со всей страны. Да, клубов пока нет, но есть энтузиасты, которые приобретают велосипеды и строят препятствия. Они не знают, как нужно их правильно преодолевать, и учатся с помощью интернета точно так же, как в свое время делал я. Приезжают друг к другу, созваниваются, списываются, делятся опытом. А когда нет специальной трассы - тренируются где угодно. В качестве препятствий используют все - скамейки, лавочки, парапеты, лестницы или стройки. Конечно, это неправильно, травм в таких условиях избежать гораздо труднее. Но, к сожалению, на помощь местных чиновников пока рассчитывать особо не приходится.
Официальные соревнования по триалу под эгидой Федерации велоспорта России проводились пока только в трех городах - Москве, Казани и Смоленске. Неофициальные неоднократно устраивались и в Санкт-Петербурге, и на Урале. И хотя по уровню мастерства их участники еще далеки от москвичей, но, как говорится, лиха беда начало. В Москве в этом году прошли 10 московских соревнований в рамках чемпионатов округов. Состоялись 8 этапов Кубка Москвы. Кстати, чемпионат Москвы проводился тоже второй раз. Последний чемпион - Максим Суханов, по уровню мастерства уже вполне может состязаться на равных с лучшими зарубежными спортсменами.
А 12 декабря на велотреке Крылатское состоится первый чемпионат России. Там выявится самый лучший на сегодня российский виртуоз на двух колесах.
Как и во всяком виде спорта, с триалом начинают знакомиться в самом раннем возрасте. Я сейчас, например, работаю с 10-11-летними спортсменами - и с мальчиками и с девочками. А во Франции триалом начинают заниматься с пяти лет. Надо ли говорить, что к двадцати годам спортсмен приобретает такой уровень мастерства, что становится просто недосягаем для конкурентов, начавших тренироваться позже.
Нельзя не упомянуть и еще об одном чрезвычайно важном обстоятельстве. Триал - это больше чем спорт. Это своего рода стиль жизни, подобный восточным единоборствам. Тут не пройдет шалопайство, нужны предельная сконцентрированность, внимательность. И постоянный режим. Нет, не изматывающий и полный ограничений режим профессионального спортсмена, а просто образ жизни здорового, целеустремленного человека. Не ограничения, а отсутствие совершенно ненужных излишеств, без которых, в сущности, человек не только может, но и обязан обходиться. Это накладывает очень заметный отпечаток на личность. Когда ко мне приходит новичок, желающий заняться триалом, я ему в первую очередь сразу объясняю: хочешь серьезно заниматься - сначала как следует думай: нужно ли тебе это? Сумеешь ли доказать всем вокруг и себе, что пришел осознанно, а не случайно?
Развитие триала в нашей стране, к сожалению, тормозится отсутствием поддержки со стороны властей на местах. Может быть, дело в том, что чиновники с триалом не знакомы? Не знаю… Очень жаль, потому что желающих заняться акробатикой на велосипеде с каждым годом становится все больше. А из-за равнодушия, недостатка внимания мы и так потеряли за последнее десятилетие слишком многих. Давно пора в этом отношении очень многое переменить.
Некоторые способы выполнения элементов триала
Начинать овладевать приемами триала необязательно на специальном триальном байке. На первое время подойдет и велосипед усиленной конструкции с седлом, например, для маунтинбайка. Тренироваться нужно на площадке с ровным покрытием и конечно же подальше как от машин, так и от пешеходов. Приступая к тренировкам, не забудьте надеть наколенники, налокотники и шлем - они предохранят от ненужных травм.
Эндо (Endo) - это стойка на переднем колесе. Выполняется в течение нескольких секунд.
Катясь со скоростью 5-6 км/ч, резко нажимаете передний тормоз. Центр тяжести тела располагается над рулем. Рывком ног разгружается заднее колесо, которое приподнимается по инерции. Главное - не переусердствовать с рывком и не терять ногами педали. При Endo в 30-45 градусов к поверхности земли нужно быть особенно осторожным. Если ощущаете, что вперед тянет слишком сильно, отпустите тормоз. Велосипед, конечно, может сильно удариться задним колесом об землю, но зато падение удастся предотвратить.
Трэкстэнд (Trackstand) - удержание равновесия, стоя на месте. Выполняется несколькими способами:
1. Тraditional. Это удерживание равновесия за счет перемещения веса тела на неподвижном велосипеде.
Медленно катитесь в исходной позе, затем зажимаете оба тормоза, выворачивая руль в удобную для вас сторону, и переносите вес тела над уровнем выноса руля. При этом немного продавливаете левую (переднюю) педаль, для опоры. ГЛАВНОЕ - НЕ СМОТРЕТЬ НА ПЕРЕДНЕЕ КОЛЕСО! Смотрите на землю в 1-2 м от вас. Если вы чувствуете, что теряете равновесие, прокатитесь немного, отпустив тормоза, и проделайте все еще раз.
2. Rocking. Этот способ удержания равновесия заключается в небольшом поднятии поочередно заднего и переднего колес.
Медленно катитесь в исходной позе. Зажимаете оба тормоза и выполняете Endo - поднимаете заднее колесо на 2-3 см над землей. После того как колесо вновь коснется земли, рывком руля поднимаете на столько же переднее колесо. Учитывайте, что стоять надо долго, и старайтесь, чтобы амплитуда и частота раскачивания вас и байка не возрастала. Этот способ сложнее традиционного. Для его выполнения нужно хорошо уметь делать Endo.
Есть способ удержания равновесия несколько проще - с помощью коротких прыжков только передним колесом. Как только равновесие нарушается, нужно рывком приподнять руль на 2-3 см и переставить колесо в сторону предполагаемого падения.
Овладеть этими приемами удастся за 2-3 дня тренировок.
Вили (Wheelie) - езда на заднем колесе.
На 1-й скорости медленно (3-5 км/ч) катитесь, сидя в седле. Резко начинаете крутить педали, при этом откидываетесь немного назад, выпрямив руки, и дергаете на себя руль. Если рывок окажется слишком силен, нажмите задний тормоз.
БанниХоп (ВunnyHop), "Заячий прыжок" - прыжок в воздух с велосипедом без трамплина или посторонней помощи.
Тело смещается назад, после чего следует рывок руля. Переднее колесо поднимается в воздух. В тот же момент вес тела переносится к рулю, а ноги подтягивают заднее колесо вверх. Этот элемент особенно сложен в исполнении. Приступать к его разучиванию нужно не ранее, чем вы освоили все предыдущие приемы.
Toк (Тoc) - прыжки на заднем колесе. Один из наиболее эффектных трюков на байке.
На скорости 3-4 км/ч резко зажать оба тормоза. Вес тела вначале переносится вперед, и выполняется Ендо, затем следует откинуться назад, рывком дернуть руль и подняться на заднем колесе. Теперь самое сложное - начать прыгать. Велосипед поднимается в воздух не за счет рук, а ногами, спортсмен всякий раз как бы пытается отпрыгнуть назад. На самом деле прыжки совершаются на одном и том же месте.