- Можно укоротить
туфлю
- Помогут бокорезы и
маникюрные ножницы
- Как отрезать подошву - Хитрости разметки
- Для гофрировки кожи
- Какой выбрать клей
- Чтобы защитить
подошву.
У летней женской обуви нередко протираются "острые" носки. Заплатку в таком случае наложить невозможно, ее просто не к чему будет пришить (рис. 1). Носок чаще всего протирается из-за его непомерной длины - а она всего лишь дань моде. У стопы совершенно иные очертания, и пальцы никогда полностью не занимают пространства в передней части обуви (рис. 2). Этим можно воспользоваться во время ремонта, немного укоротив туфли - на 1-1,5 см, разумеется, с согласия того, кто носит обувь (рис. 3).
"Прощупайте" переднюю часть изделия с износом и убедитесь, что свободного пространства, если надеть обувь, достаточно (рис. 4). Для ремонта подходят только туфли с верхом из довольно тонкой и мягкой кожи и с одинаковой толщиной подошвы (рис. 5). Совершенно неподходящие для ремонта подошвы изображены на рис. 6 и 7.
С помощью шила или небольшой отвертки аккуратно отделите подошву от верха на протяжении 50-60 мм от края протертого места (рис. 8). Затем шины носка, - сократите расстояние между метками с обычных 8-10 до 5-6 мм (рис. 22, 23). По "дну" канавки, против меток, проколите отверстия.
Если подошвы будут с подметками, нижнюю поверхность подошв до наложения шва обработайте крупнозернистой наждачной шкуркой (рис. 24).
Чтобы разметить линию с отверстиями, которые предполагаете проколоть в коже верха, "обхватите" кожей основную стельку (рис. 25) и, удерживая детали в таком положении, накройте край кожи подошвой. Носку придайте такую форму, чтобы кожа одинаково выступала над торцом подошвы со всех сторон (рис. 26). Удерживая все в таком положении, прочертите на коже линию, прижав стержень шариковой ручки к торцу подошвы (рис. 27). Затем прочертите на коже еще одну линию, на которой разместятся отверстия. Она должна быть параллельной ранее проведенной линии, но не ближе чем 3-4 мм от края кожи (рис. 28).
Следующая, самая ответственная операция - разметить и проколоть отверстия. Риски на коже и отверстия на подошве нужно располагать точно друг против друга, но направление взгляда должно быть таким, чтобы расстояние между рисками оказалось примерно равным (рис. 29). После разметки подсчитайте риски и отверстия. Если их количество одинаково, начинайте прокалывать отверстия.
Сшивайте детали нитками толщиной 0,9-1 мм. Нитку, которая окажется снаружи после того, как сравняете длину концов (см. "Наука и жизнь" № 1, 1997 г.), не наващивайте, чтобы при работе не загрязнить низ подошвы. Воск также не позволит использовать эпоксидный клей для защиты наружного шва.
Петлю внутренней нитки выводят наружу в два приема: сперва - через отверстие в коже, затем - через отверстие в подошве (рис. 30). На том участке шва, где край подошвы круто изгибается, то есть у самой вершины носка, могут возникнуть некоторые затруднения. Кожа должна здесь сильно сгофрироваться - образовать складки (см. рис. 25). Для этого при затягивании стежков "помогайте" коже шилом или стержнем самого крючка (рис. 31). Натуральная кожа станет более послушной, если ее хорошенько смочить водой, а кожзаменителю это не поможет.
После наложения шва носок окончательно сформируйте с помощью заостренной палочки либо другим стержнем (рис. 32). Чтобы уменьшить толщину сгофрированного слоя кожи, обстучите носок молотком, надев туфлю на лапу (рис. 33).
Основную стельку приклейте на свое место клеем "ПВА" (рис. 34). Можно использовать "Момент", но он втрое-вчетверо дороже, а расходовать его придется больше, так как картонная стелька сильно впитывает этот клей. Чтобы зафиксировать основную стельку в нужном положении, пока клей высыхает, набейте носок кусочками ткани или скомканной бумагой. Через 3-4 часа можно продолжить работу.
Защитить нитки в наружном шве можно двумя способами. Если после ремонта не предполагаете сразу надеть обувь, заполните канавки эпоксидным клеем. Он окружит нитки со всех сторон довольно прочным слоем.
Более надежно защитят нитки наружного шва подметки из тонкой резины (рис. 35). Заготовки можно сделать из старой автомобильной камеры. О получении выкроек, приклеивании, обрезке краев подробно рассказывалось в №№ 8, 9 за 1997 г. Чтобы подметка держалась крепко, используйте водостойкие клеи "Мастер", "Уникум", "Марс" и другие, предназначенные для резины, полностью выполняя все указания по применению. "Момент" неплохо держит резину, но до тех пор, пока подошва не намокнет. Поэтому, если не располагаете иным клеем, воспользуйтесь "Моментом", чтобы уменьшить "отрывающие" усилия (см. "Наука и жизнь" № 9, 1997 г.). Для этого скруглите нижний край подметки (рис. 36). Если основная стелька из плотной натуральной кожи, то дополнительно закрепите переднюю часть подметки сапожными гвоздями (рис. 37). Не забывайте, что гвоздь по длине должен превышать суммарную толщину скрепляемых частей лишь на 2-4 мм. Места забивки гвоздей предварительно разметьте шариковой ручкой, а отверстия проколите шилом для верха. При прокалывании легко определять толщину скрепляемых частей, подставив под отверстие лапу. Когда шило введете до упора, сделайте на нем отметку шариковой ручкой.
теми же инструментами отделите кожу верха (вместе с подкладкой) от основной стельки (рис. 9). Удалить гвозди можно бокорезами, которыми снимают изоляцию с проводов и перекусывают тонкую проволоку (рис. 10). Когда разделите основную стельку и кожу верха, введите в протертое отверстие концы маникюрных ножниц и вырежьте с двух сторон кожу (вместе с подкладкой), которая находится ниже поврежденного места (рис. 11).
Точно такие же операции выполните и с другой туфлей пары, если даже нет повреждений. После этого обрежьте подошвы. Начинайте с той туфли, у которой изношенный участок на подошве больше. Сперва на ней, а затем на другой туфле сделайте разметку "нового" края подошвы (рис. 12). Лишний материал обрежьте ножом или ножницами. Неровности на торцах подошвы удалите крупнозернистой наждачной шкуркой (рис. 13). Перед зачисткой сравните подошвы левой и правой туфли. Контуры подошв не должны отличаться более чем на 1-2 мм (рис. 14).
Из-за уменьшения подошвы понадобится обрезать и основные стельки. Это выполняют двояко. Если основная стелька достаточно гибкая и сделана, например, из картона, легко отделяется - соединена с кожей только клеем, то ее можно вывести наружу (рис. 15) и обрезать обычными ножницами (рис. 16).
Когда же основная стелька жесткая либо прочно соединена, например гвоздями, с кожей верха и подкладкой, ее не следует выводить наружу. Тогда край стельки обрежьте с помощью небольших ножниц, введя их внутрь со стороны подошвы (рис. 17). После этого край подошвы может выступать за край основной стельки на 3-4 мм (рис. 18).
Затем подошву и верх подготовьте к сшиванию. Шариковой ручкой прочертите снизу на подошве линию шва (рис. 19). Сапожным ножом и круглым надфилем сделайте канавки, чтобы спрятать наружную нитку (рис. 20, 21). Рядом с канавками разметьте отверстия. Там, где канавка изгибается по малому радиусу - у самой вершины носка, - сократите расстояние между метками с обычных 8-10 до 5-6 мм (рис. 22, 23). По "дну" канавки, против меток, проколите отверстия.
Если подошвы будут с подметками, нижнюю поверхность подошв до наложения шва обработайте крупнозернистой наждачной шкуркой (рис. 24).
Чтобы разметить линию с отверстиями, которые предполагаете проколоть в коже верха, "обхватите" кожей основную стельку (рис. 25) и, удерживая детали в таком положении, накройте край кожи подошвой. Носку придайте такую форму, чтобы кожа одинаково выступала над торцом подошвы со всех сторон (рис. 26). Удерживая все в таком положении, прочертите на коже линию, прижав стержень шариковой ручки к торцу подошвы (рис. 27). Затем прочертите на коже еще одну линию, на которой разместятся отверстия. Она должна быть параллельной ранее проведенной линии, но не ближе чем 3-4 мм от края кожи (рис. 28).
Следующая, самая ответственная операция - разметить и проколоть отверстия. Риски на коже и отверстия на подошве нужно располагать точно друг против друга, но направление взгляда должно быть таким, чтобы расстояние между рисками оказалось примерно равным (рис. 29). После разметки подсчитайте риски и отверстия. Если их количество одинаково, начинайте прокалывать отверстия.
Сшивайте детали нитками толщиной 0,9-1 мм. Нитку, которая окажется снаружи после того, как сравняете длину концов (см. "Наука и жизнь" № 1, 1997 г.), не наващивайте, чтобы при работе не загрязнить низ подошвы. Воск также не позволит использовать эпоксидный клей для защиты наружного шва.
Петлю внутренней нитки выводят наружу в два приема: сперва - через отверстие в коже, затем - через отверстие в подошве (рис. 30). На том участке шва, где край подошвы круто изгибается, то есть у самой вершины носка, могут возникнуть некоторые затруднения. Кожа должна здесь сильно сгофрироваться - образовать складки (см. рис. 25). Для этого при затягивании стежков "помогайте" коже шилом или стержнем самого крючка (рис. 31). Натуральная кожа станет более послушной, если ее хорошенько смочить водой, а кожзаменителю это не поможет.
После наложения шва носок окончательно сформируйте с помощью заостренной палочки либо другим стержнем (рис. 32). Чтобы уменьшить толщину сгофрированного слоя кожи, обстучите носок молотком, надев туфлю на лапу (рис. 33).
Основную стельку приклейте на свое место клеем "ПВА" (рис. 34). Можно использовать "Момент", но он втрое-вчетверо дороже, а расходовать его придется больше, так как картонная стелька сильно впитывает этот клей. Чтобы зафиксировать основную стельку в нужном положении, пока клей высыхает, набейте носок кусочками ткани или скомканной бумагой. Через 3-4 часа можно продолжить работу.
Защитить нитки в наружном шве можно двумя способами. Если после ремонта не предполагаете сразу надеть обувь, заполните канавки эпоксидным клеем. Он окружит нитки со всех сторон довольно прочным слоем.
Более надежно защитят нитки наружного шва подметки из тонкой резины (рис. 35). Заготовки можно сделать из старой автомобильной камеры. О получении выкроек, приклеивании, обрезке краев подробно рассказывалось в №№ 8, 9 за 1997 г. Чтобы подметка держалась крепко, используйте водостойкие клеи "Мастер", "Уникум", "Марс" и другие, предназначенные для резины, полностью выполняя все указания по применению. "Момент" неплохо держит резину, но до тех пор, пока подошва не намокнет. Поэтому, если не располагаете иным клеем, воспользуйтесь "Моментом", чтобы уменьшить "отрывающие" усилия (см. "Наука и жизнь" № 9, 1997 г.). Для этого скруглите нижний край подметки (рис. 36). Если основная стелька из плотной натуральной кожи, то дополнительно закрепите переднюю часть подметки сапожными гвоздями (рис. 37). Не забывайте, что гвоздь по длине должен превышать суммарную толщину скрепляемых частей лишь на 2-4 мм. Места забивки гвоздей предварительно разметьте шариковой ручкой, а отверстия проколите шилом для верха. При прокалывании легко определять толщину скрепляемых частей, подставив под отверстие лапу. Когда шило введете до упора, сделайте на нем отметку шариковой ручкой.