Когда-то при формировании железнодорожных составов пункт назначения и шифр груза на стенках вагонов отмечали мелом. И хотя попасть на сортировочные станции было непросто, жулики умудрялись сделать это. Они стирали официальные надписи, заменяли их "липовыми", и вагон уходил в неизвестном направлении. Недаром в ходу было выражение: "вагонами воровали".
Порядок в этой области удалось навести с помощью высоких технологий. Уже много лет в США, Западной Европе, а в последнее десятилетие в Китае и России для идентификации вагонов и грузов применяют специальные транспондеры (радиочастотные метки). Метки содержат микросхемы с записанными на них данными. Радиочастотные метки бывают активными и пассивными. Активные метки нуждаются в источниках питания, зато для считывания с них информации требуется сигнал малой мощности. Преимущество же пассивных меток - практически неограниченный срок службы. Метки делятся также на перезаписываемые и с фиксированными данными (только для чтения).
При работе системы идентификации специальный передатчик (считыватель) посылает сигнал в сторону метки и тут же получает ответ, который направляется в компьютер и заносится в базу данных. Применение меток позволяет контролировать и отслеживать перемещение грузовых составов, вагонов, контейнеров, оперативно управлять транспортным процессом, внедрять электронный документооборот, автоматизировать взвешивание вагонов.
Удобство подобного метода идентификации состоит еще и в возможности дистанционного (до нескольких метров) считывания информации. Поэтому сфера применения радиочастотных меток не ограничивается лишь железнодорожным транспортом. Аналогичным способом можно "метить", например, автомобили, чтобы фиксировать срок пребывания их на платных стоянках, следить за регулярностью движения общественного транспорта, организовывать хранение крупногабаритных грузов на складах и т.д.