Позвольте сделать небольшое дополнение к весьма содержательному рассказу С. Романюка о достопримечательностях бывшей Немецкой слободы в Москве, опубликованному в августовском и сентябрьском номерах вашего журнала за 1997 год.
Направляясь в заповедную слободу трамваем с оживленнейшей Комсомольской площади или по железобетонным эстакадам Третьего автомобильного кольца, никак не миновать длинное одноэтажное строение, некогда открывавшее собой Девкин переулок, а ныне - числящееся под № 1 на Бауманской улице. Это - бывшие хлебные лабазы семейства Лохиных, заложенные в 1880 году по соседству с товарным двором тогда Рязанского, а ныне Казанского вокзала. Строительство, развернувшееся на месте ветхих и неказистых домишек 1826 года, велось с перерывами около 15 лет по проекту П. Чигрикова. Не лишенное изящества кирпичное здание с декором, типичным для промышленной Москвы того времени, вытянулось на 76,29 сажени (1 сажень = 2134 мм) по Ольховской улице и на 16,8 сажени по Девкину переулку. Полвека спустя - уже в советские годы - оно подверглось радикальной перепланировке с устройством сквозного внутреннего помещения на месте обособленных прежде многочисленных мелких лабазов.
Занимаемый ныне филиалом 4-го автобусного парка столицы, корпус-ветеран давно уж пребывает в близком к аварийному состоянии, числясь среди первоочередных "кандидатов" на снос в пользу еще одной гостинично-офисной многоэтажки. А ведь здесь, между торгово-заповедным комплексом бывшей Немецкой слободы и гарантирующими неиссякаемый приток туристов тремя вокзалами, мог бы появиться, причем с минимальными затратами сил и средств, замечательный Музей истории московского транспорта.
Необходимость такого музея давно уже как будто никем не отрицается. Более того, за последние годы энтузиаста ми разысканы и восстановлены многие, в том числе уникальные, образцы подвижного состава 1910-1960-х годов. Остановка лишь за помещением, гарантирующим долговечность исторической техники наряду с удобством массового ее осмотра. Здание бывших лабазов представляется с этой точки зрения достаточно вместительным, специально оборудованным для эксплуатации городских автобусов и в то же время не лишенным чисто эстетической привлекательности для потенциальных экскурсантов. Сравнительная компактность объекта позволяет произвести его реставрацию и переоборудование едва ли не всецело силами добровольцев-любителей на субботниках и воскресниках, а в дальнейшем свести к минимуму эксплуатационные затраты. Непосредственно подходящие к зданию трамвайная и троллейбусная линии - с одной стороны и крупная автомагистраль - с другой - открывают простор для периодической демонстрации большинства экспонатов в действии.