Приморский край - богатейшая природная кладовая, где, по словам В. К. Арсеньева, "дикий виноград соседствует с кедром и лиственницей, а пятнистый олень, тигр и куница-харза живут рядом с бурундуком, росомахой и другими северными видами". Любой натуралист мечтает попасть хотя бы раз в жизни в этот чудесный заповедный мир. К сожалению, в последнее время в Приморье обитают в основном редкие, исчезающие виды животных и растений, а человек продолжает активно истреблять их.
Не стоит валить вину на нынешнее бесхозяйственное и безначальственное время: хищническое, потребительское отношение к своим природным ресурсам в Приморском крае (как, впрочем, и во всей стране) - особенность политики нашего государства. Свой посильный вклад в отстрел, вырубку, отлов и загрязнение постоянно вносят и местные жители, и "хозяйственные субъекты", то есть лесхозы, рыбпромхозы, совместные российско-корейские, российско-китайские, российско-японские предприятия.
Давно уже сократилась до минимального количества численность дикого пятнистого оленя. Дальневосточный леопард, красный волк - эти звери "живут" только на страницах Красной книги, в природе уже почти не встречаются. Границы заповедников перекраивались и сокращались регулярно, для удобства лесозаготовителей и экспортеров. Красную рыбу по пути на нерест ловят все кому не лень. Тигров, которых осталось всего около четырех сотен, отстреливают по заказам китайских аптекарей или просто - на ковры...
В невеселом списке исчезающих видов, который можно продолжать довольно долго, числится еще одно очень интересное животное - горал. Этот редкий представитель семейства полорогих копытных живет на крутых скалистых отрогах хребта Сихотэ-Алинь. Раньше горал встречался и в горах среднего Приамурья, на Малом Хингане. За рубежом горал обитает в горах юго-западного Китая, Гималаях, на Корейском полуострове. Китайских и корейских горалов осталось совсем мало. Одни ученые считают наших приамурских и гималайских горалов подвидами одного вида, другие - двумя разными видами. Приамурские горалы занесены в Международную Красную книгу и отечественную Красную книгу по 1-й охранной категории как животные, нуждающиеся в особой охране.
Внешность горала довольно обычная - он напоминает небольшого лохматенького домашнего козла, крепкого сложения, на коротких ногах. Длина тела взрослых животных чуть больше метра, вес - около двух пудов, но может достигать и 40 кг. Рога у горала недлинные, направлены назад, немного изогнуты, черного цвета. Небольшие аккуратные копытца очень удобны для лазанья по скалам - по краям они твердые, а в середине мягкие и эластичные. Они не хуже пальцев чувствуют каждую неровность, за которую можно уцепиться.
Зимний мех у горалов очень длинный и пышный, но волос грубый и похож больше всего на волчий. Летний мех короче и реже. Окраска шерсти разнообразная, чаще встречаются три основных варианта - серый, рыже-бурый и белый.
Горалы населяют маленькую территорию в Сихотэ-Алине - скальные массивы вдоль побережья Японского моря. Вдоль берегов эти скалы прерываются бухтами, а в глубине гор между ними лежат обширные пространства пологих склонов. Поэтому ареал горала в Приморье раздроблен на несколько изолированных очагов, порой разделенных расстояниями в сотню километров. По отношению ко всей площади Приморского края территория обитания горала просто ничтожна.
Самая крупная популяция горалов в нашей стране сосредоточена в Сихотэ-Алиньском заповеднике, в скальном массиве Абрек, к северу от бухты Терней. Встречаются они и на скалах бухты Голубичной, горы Железняк, к северу от устья реки Таежной.
Есть в этом районе утесы, которые русские казаки, издавна живущие в Приморье, назвали очень метко - "лазами": люди по ним не ходят, а лазают ползком. Горал же скачет по этим кручам, на которые и смотреть-то страшно. Любая выбоина, каждый уступ служат ему опорой. Горал умеет с фантастической ловкостью не только прыгать, как всякий уважающий себя горный козел, но и лазать по скалам, тесно прижимаясь к почти вертикальной стене. У него даже шерсть на боках и на брюхе сильно истирается.
А вот на ровной поверхности, особенно когда снег глубокий, горал становится неуклюжим. Любая дворняжка с легкостью его догонит, не говоря уже об охотничьих собаках.
Несмотря на ловкость и легкость передвижения по скалам, горалы отличаются особой привязанностью к своим индивидуальным участкам. В теплое время года, когда пищи вдоволь, пятачок, на котором обитает животное, совсем мал - 500-600 шагов в поперечнике. Здесь горал постоянно ходит по одним и тем же маршрутам, протаптывает крепкие тропы. На чужую же территорию он старается не заходить. Границы индивидуального участка и тропы горал обозначает специальными пахучими метками - выделениями межкопытных желез. Зимой, когда горалы ходят группами, устанавливается общий участок обитания шириной до 2 км, а границы индивидуальных участков стираются до следующей весны.
В летнее время горалы держатся у нижней кромки леса на скалах и луговых участках горных склонов. Зимой, особенно при обильном снеге, они живут только на скалах. Здесь сильный ветер быстро сдувает снег, так что животное без труда находит сухую траву.
В еде горалы совершенно неприхотливы, поедают самые разные растения: и мягкую траву, и листву, и ветки. Летом предпочитают "деликатесы" - сочный лук, вику, различные виды полыни.
Эти горные животные удивительно дружелюбны друг к другу. Летом они держатся отдельными семьями (самка и детеныши), а к зиме несколько семей собираются вместе (по 6-8 животных), к ним могут присоединяться один-два самца. В этих группах никогда не бывает конфликтов. Самцы находят места кормежки и предупреждают остальных об опасности. Разные группы горалов обычно держатся поодаль одна от другой, но если встречаются на одном участке, то обходятся без выяснения отношений. Даже гон у горалов проходит без серьезных сражений и угрожающего рева. Козлы, впрочем, изредка дерутся, проявляют молодечество.
На свою беду доверчивы горалы и к людям. Детеныш подпускает к себе человека совсем близко - на расстояние 6-10 метров, взрослое животное чуть пугливее - ближе чем на 30 метров не подпустит. Но и убегая, горал не стремится уйти как можно дальше - отойдет на 100 метров и остановится, следит за развитием событий. Для охотничьего карабина и 100, и 200, и 300 метров - вполне доступная дистанция, поэтому горал для охотника - легкая добыча.
Детеныши у горалов рождаются в июне, хотя порой появляются козлята и в мае, и в августе. Обычно у матери один-два малыша, очень редко - три. Для родов самка выбирает укромное, недоступное место, под навесами больших камней, в расщелинах и пещерах. "Родильный дом" должен быть вблизи водопоя и хорошего пастбища.
Уже на второй день козлята, вполне готовые к кочевой жизни, уходят из "родильного дома" вместе с самкой. В недельном возрасте малыши свободно прыгают по скалам вместе с матерью, старательно подражая всем ее движениям. Козленок сосет молоко все лето и часть осени, до сентября-октября. Даже поздней осенью уже большой гораленок все еще пытается сосать: становится на колени, подлезает под брюхо матери, но, как правило, безуспешно: самка без церемоний отталкивает его и отходит в сторону.
Человек издавна преследует горалов в погоне за их вкусным мясом и густым теплым мехом. В китайской и тибетской медицине считается целебным отвар, приготовленный из сваренной целиком, непотрошеной туши животного. Удэгейцы использовали как лекарство высушенную кровь и отвар из рогов горала (правда, теперь самих удэгейцев осталось в Приморье меньше, чем горалов).
Главные враги горалов в природе - волки. Серые хищники начинают преследование во время гона, когда козлы выходят на относительно пологие участки. Сильно страдают горалы от волков и зимой, в это время козлы спускаются с недоступных скал и представляют собой легкую добычу. Рысь также не упускает случая поохотиться на горалов и может сильно уменьшить их поголовье.
Горал плохо переносит неволю, в зоопарках погибает очень быстро. Видимо, он настолько привык к вольной жизни среди скал, что не может нормально себя чувствовать в клетке. В Лазовском и Сихотэ-Алиньском заповедниках нашли другой подход к разведению этих животных - им создали вольеры, огородив сеткой небольшие участки с привычным для горалов рельефом. В таких условиях горалы чувствуют себя нормально и даже неплохо размножаются.
Этот опыт очень важен в связи с тем, что природная популяция горалов в Приморском крае находится под угрозой истребления. Животные имеют очень ограниченный ареал обитания. Сегодня на Дальнем Востоке ученые насчитывают всего 600-750 особей, а в реальности, скорее всего, оценки завышены в два-три раза. Треть из этих горалов содержится в заповедниках. Остальные бродят по неохраняемым территориям, где их ничто не может защитить ни от хищников, ни от охотников.
Неудивительно, что последние годы численность горалов неуклонно снижается. Необходимы экстренные меры для их спасения: расширение площадей заповедников, более строгий режим охраны, налаживание разведения в неволе - для подстраховки. Иначе это редкое, красивое и удивительно доверчивое животное исчезнет из Приморья, а вместе с тем и с лица Земли.