В американском штате Висконсин, близ городка Барабу, уже четверть века существует необычная организация, созданная двумя энтузиастами-орнитологами - Джорджем Арчибальдом и Роном Сойи. Международный журавлиный фонд призван изучать, охранять и поддерживать журавлей, этих красивых и редких птиц. Организация чисто общественная, не получает от государства ни цента, а существует на деньги благотворителей-меценатов и на средства от своей собственной скромной коммерции, вроде платных экскурсий (есть даже экскурсии в Россию, на Дальний Восток!), продажи значков, маек и бейсболок с изображениями птиц и эмблемой фонда.
Сейчас в мире осталось 15 видов журавлей, и представители 12 из них обитают в Журавлином городке, созданном сотрудниками фонда. Одиннадцать видов считаются угрожаемыми, находящимися на пути к вымиранию. Территория в 90 га под Барабу стала убежищем для исчезающих видов. Сюда с большими трудностями привозят яйца, собранные в гнездах исчезающих видов у них на родине, и выводят птенцов в инкубаторах. Как правило, журавлиха откладывает в гнездо два яйца, а выживает чаще всего лишь один птенец, так что одно яйцо можно забрать не только без ущерба, но и с пользой для пополнения потомства. Выведенную здесь молодь журавлей получают зоопарки и заповедники не только США, но и других стран. Расселяют молодых журавлят и просто на природе, чтобы пополнить естественные популяции. Часть птиц остается в Журавлином городке в качестве производителей.
При этом возникает немало проблем. Пока орнитологи не приобрели достаточного опыта, случались трагикомические казусы. Одна журавлиха редкого американского вида "зациклилась" на своем воспитателе, и потом были большие сложности с получением от нее оплодотворенных яиц, так как она принимала своего ментора, директора Журавлиного фонда Джорджа Арчибальда, за единственно возможного партнера, а на сородичей - журавлей и смотреть не хотела. Пришлось орнитологу станцевать с ней брачный танец, а потом оплодотворить искусственно.
Чтобы избежать таких сложностей, с тех пор воспитатели, имеющие дело с инкубаторскими журавлятами, одеты в "журавлиный костюм" (см. фото), так что птица не видит лица человека. Заходить в вольер без такого облачения строго запрещено. Рука, подающая журавленку корм, одета в перчатку с красным клювом и блестящими пуговицами -глазами. В результате подрастающая птица не привыкает к человеку и, выпущенная на волю, будет опасаться его.
Другая сложная проблема - как познакомить выведенных в неволе молодых журавлей с традиционными путями миграции. Сейчас в Журавлином фонде решили учить журавлят следовать за легким самолетом или мотодельтапланом. Идея не новая, уже испытанная на гусях (см. "Наука и жизнь" № 6, 1997 г.).
В 1988 году канадский орнитолог Уильям Лишман стал первым человеком (если не считать Нильса с его дикими гусями), который пролетел со стаей гусей по пути их миграции, да еще не в качестве рядового члена стаи, а как ее вожак. Он впервые показал, что выведенных в неволе молодых птиц можно "наставить на путь истинный", проведя их по маршруту предков с помощью ультралегкого летательного аппарата. Вместе с гусями Лишман воспитывал трех молодых журавлей, и они тоже летели за дельтапланом.
Идею подхватил биолог Кент Клегг из Айдахо, занимающийся только журавлями. Он уже несколько лет успешно водит стаи канадских журавлей на расстояния в сотни миль. Этим способом можно не только показать инкубаторским журавлятам, возвращаемым в места обитания предков, традиционные пути, но и указать совершенно новые маршруты для тех групп журавлей, которых вывели в неволе специально для переселения в такие места, где этот вид никогда не жил, но может найти все необходимые условия.
В Журавлином фонде собираются использовать этот способ, но с любопытной модификацией: молодые птицы будут следовать за радиоуправляемой авиамоделью. Идея принадлежит художнику-анималисту из Красноярска Виктору Бахтину, который уже несколько лет работает в США. Мастер на все руки, он сооружает сейчас радиоуправляемого журавля.
Международный журавлиный фонд сотрудничает и с нашими орнитологами. Ежегодно российские ученые работают в Журавлином городке, американцы ездят в наши заповедники. Сотрудничество идет на пользу обеим сторонам, а главное - птицам.