Наша школа - на первом или на последнем месте в мире?
Несколько лет назад в нашем обществе заговорили о том, что школьную систему необходимо реформировать. Произошли огромные изменения в государстве и в сознании людей, значит, и школа должна измениться. Обсуждались различные варианты школьных реформ, а тем временем школа изменялась сама по себе, и сегодня она, на мой взгляд, уже прошла три этапа.
Первый этап я бы назвал "деструктивным". Разрушались прежняя система образования и все, что было связано в ней с советским образом жизни. Развал шел поспешный, суетливый, не всегда оправданный. Вдруг возникло представление о том, что отечественная система образования никуда не годится, и даже появилась "точная" информация: якобы российская школа занимает сорок второе место в мире по качеству образования, где-то на уровне Кении. Ничем не обоснованному утверждению поверили, и только ленивый не плевал тогда на школу, только равнодушный не критиковал ее.
В названии министерства исчезло слово "народное" - было Министерство народного образования, до революции оно называлось Министерство народного просвещения, а сейчас стало просто Министерство образования. Зададим себе вопрос: если образование не народное, то какое оно? Частное, элитарное, выборочное?
Затем нам было однозначно объявлено, что образцом для нашей школы должна стать американская модель образования, а раз мы безнадежно отстали в вопросах образования, к нам зачастили западные педагоги. И увидели, что по многим критериям российская школа находится на более высоком уровне, чем американская.
Кто такой Джордано Бруно и надо ли изучать химию?
Образование нельзя оценивать по системе баллов, разложить его по полочкам. Образование - это часть культуры народа. Поэтому в разных странах разная педагогическая "вера": во Франции у нее одни критерии, в Америке - другие, в Голландии - третьи. Известно, что наши ученики часто занимают первые места на международных олимпиадах по естественным наукам, но отстают, например, по иностранным языкам. Недавно я встречался с первым заместителем Фонда Сороса по образованию В. Сойфером,
который уже более десяти лет преподает в Америке. Он поведал о забавном факте: все 10 лет, в течение 20 учебных семестров, студентам задавали вопрос: кто такой Джордано Бруно? И он ни разу не услышал ответа на этот вопрос. А в России каждый школьник даст правильный ответ.
У нас даже в начальной школе ученики изучают более 10 предметов, в Америке - от трех до пяти. Когда к нам в школу приезжали для обмена опытом американские педагоги, они часто удивлялись: "Как, у вас все химию изучают? Но это же такой сложный предмет! Нам проще "купить" химиков из других стран, чем обучать всех наших школьников химии". За океаном в школах дают минимальные знания, за более высокий уровень надо платить. В Дании, например, первые четыре года в школе ребенка учат читать. У нас же дети приходят в первый класс и через полгода уже прощаются с букварем, а многие читают бегло. А мы радостно согласились, что находимся на сорок втором месте в мире...
Но нет худа без добра. После удара по самолюбию, полученного на первом этапе, педагоги поняли, что выжить можно только на путях обновления, на путях развития. Начался второй этап развития нашей школы, я бы обозначил его как "инновационный". В этот период возникли новые типы школ - лицеи, гимназии, колледжи, стало издаваться множество новых учебников. Кто-то ориентировался на идеи Жан-Жака Руссо, кто-то - на традиции дореволюционных гимназий.
Все это лишний раз доказало, что наша школа обладает огромным потенциалом развития, глубокими резервами. Те же американцы стали говорить о том, что у нас прекрасная система образования, гораздо лучше, чем у них. Конечно, как при всяком обновлении возникло и много ненужного - весной вскрывшаяся река, наполнившись водой, несет с собой много мусора.
Гримасы рынка
Сегодня школа находится на пороге третьего этапа своего перестроечного развития, который можно назвать "аналитическим". Ей предстоит остановиться, оглядеться и понять - что уже сделано и что же на самом деле нужно? Если гимназическое образование, то что это значит? Если лицейское, то какое именно? Сейчас от решения всех этих вопросов Министерство образования фактически устранилось, все отдано на откуп школьному руководству - учителям, директорам. Не думаю, чтобы это было правильно - отдать образование на волю людям, может быть, и талантливым и умным, но, может быть, и бездарным, корыстным. Я считаю, что государство не должно снимать с себя ответственность за образование. В противном случае произойдет отделение школы от государства, чего нет ни в одной стране. Министерство образования должно остаться организующим центром школьной системы.
Мне кажется, что базовой моделью образования должна остаться массовая государственная школа. Кстати, так устроена система образования в большинстве стран мира: частные школы составляют 5-6 процентов, а остальное - массовая школа на государственном обеспечении. Могут быть и другие типы школ, например элитные, я отношусь к ним спокойно, если в них учатся действительно талантливые дети. Но основная базовая модель - демократическая школа для всех.
Чем хороша, с моей точки зрения, прежняя, единая школьная система? Ребенок приезжал с Дальнего Востока в Москву и в московской школе мог продолжать учебу, как будто никуда не уезжал - там были те же предметы, та же программа. Сегодня стоит ему перейти через дорогу, попасть в другую школу - и возникает масса проблем. В последние годы была разрушена прежняя система нормативов, а новой не возникло. Идет даже дискуссия - нужны ли вообще какие-либо нормативы в школе? Раздаются и такие голоса: "Зачем вообще всем среднее образование, может быть, нам создать интеллектуальную элиту, а остальные пусть получают необходимый минимум?"
Сегодня знание становится товаром. Появилось даже такое выражение "образовательные услуги". Школа, оказывается, не обучает и воспитывает своих учеников, а оказывает им образовательные услуги. И эти услуги можно купить. Многие родители сейчас именно так и подходят к образованию - стараются выбрать из него то, что "полезно": первое - экономика, второе - иностранный язык, третье - информатика. То есть те предметы, которые через четыре-пять лет помогут их отпрыскам устроиться на хорошо оплачиваемую работу, откроют путь к легким деньгам и быстрому успеху. Отметаются все эмоции, все духовное содержание образования. Старшеклассники спрашивают: "А зачем нам этот Пушкин?" Подразумевается: он не откроет пути к удачной карьере. Конечно, от незнания Пушкина никто не умирал. Но поэта уже сбрасывали с корабля современности - ни к чему хорошему это не привело.
Это все гримасы рынка. Я педагог, в экономике понимаю мало, но знаю твердо: рынок - это средство регуляции экономических отношений, а не духовной жизни общества. Образование же относится именно к духовной сфере. И ошибки в этой области способны развалить любую страну и любую культуру.
Школа для детей, а не дети для школы
Итак, школа должна стать другой. Раньше всех "подравнивали", "подтягивали" по единой мерке, не спрашивая, могут дети или не могут осилить программу. В этом видели социальную справедливость. По моему мнению, надо подбирать программу под ребенка, под его природные задатки, создать ему условия, раскрывающие его лучшие возможности. Предвижу возражения - это невозможно при перегруженности наших школ, небогатом материальном обеспечении. Я все это хорошо понимаю - у меня в школе учатся более тысячи учеников, под каждого программу не перестроишь. Но мы нашли выход: кроме обычных, традиционных классов в нашей школе существуют и гимназические с усложненной программой. В школе адаптивно-смешанного типа, которую я считаю наиболее гибкой и эффективной системой, должны быть и классы коррекции для отстающих детей, и классы для одаренных учеников.
Главное, что мне кажется совершенно необходимым для новой школы, - это гуманизация отношений внутри нее. Ведь отношения между людьми более чем что-либо влияют на формирование человеческой личности. Слова могут быть значимые и пустые, поступки - удачные и неудачные, а в отношениях соврать нельзя. Отношения - это то, что определяет результат и смысл контакта между людьми.
Мы все куда-то спешим, поэтому "зациклены" на своих социальных ролях: мама - ребенок, учитель - ученик, начальник- подчиненный. Так проще, так привычнее. А нам нужно помнить другое: происходит диалог "человек - человек". Не учитель и ученик (хотя субординация нужна, безусловно), а человек - человек.
Для того чтобы гуманизировать отношения, прежде всего необходимо очеловечить учебный процесс. В обычной школе он слагается из формул, теорем, законов, дат, открытий. А ведь за всем этим стоят живые люди - ученые, философы, путешественники, общественные деятели.
В нашей школе детям предложили своеобразную программу: каждый класс, начиная с пятого, выбрал ученого, исторического деятеля, философа, о котором он хотел бы поведать всей школе. Выбор ребят был очень разнообразен, а порою и неожиданен: Иван Грозный и Христофор Колумб, Валерий Брюсов и Омар Хайям, Сократ и Мольер, Владимир Даль и Петр Чайковский. Началось "вживание в эпоху" - изучение ее культуры, обычаев, событий, судеб современников. Устраивались классные часы, беседы, выпускались познавательные бюллетени и оформлялись выставки. Затем ребята выступали перед всей школой с итоговой композицией.
Принцип объединения на одном уроке разнородных научных знаний мы уже несколько лет внедряем в нашей школе. В начальных классах исключительно полезны смешанные уроки, на которых органически соединяется материал почти всех учебных предметов. Ведь первичное видение мира ребенком - целостное, оно только потом разбивается на предметы, как мозаика на кусочки. В старших классах устраиваются уроки не по предметам, а по проблемам. Например, большой интерес у ребят вызвал урок по теме "Экологический прогноз Земли". Основная идея - взаимосвязь всего живого на Земле - рассматривалась в самых разных аспектах: требовалось привести примеры влияния человека на природу, сделать математические расчеты последствия этих влияний, построить модель развития природы. На этом уроке ребята могли не только применить на практике свои знания физики, биологии, математики, но и ощутить тревогу человечества за наш общий дом и даже внести свои конструктивные предложения. Заканчивался урок обращением ко всем людям Земли, которое придумали ребята.
До основанья, а зачем?
Традиция российской школы: в процессе обучения заниматься не только образованием, но и воспитанием. В 1056 году было написано Остромирово евангелие, в котором (девять веков назад!) уже были намечены основные положения воспитания детей. Воспитание не противопоставлялось образованию, оно ставилось во главу угла, а образование было только частью воспитания.
Сегодня проблема воспитания из педагогической стала социальной. Пионерскую и комсомольскую организации разрушили, но ничем не заменили. И молодежь хлынула на улицу, поддалась ее соблазнам. А что плохого было, скажем, в тимуровском движении? Ведь оно основывалось на гуманистических, бескорыстных принципах. Я сам был тимуровцем - во время войны мы помогали в госпиталях выхаживать раненых. Для меня и моих одноклассников война - это запах окровавленных бинтов и глаза умирающего на госпитальной койке солдата. Никто нами не руководил, никто не заставлял - мы были тимуровцы и считали своим долгом помогать раненым. Что в этом плохого? Плохое началось потом, когда взрослые организовали и возглавили тимуровское движение, стали устраивать соревнования, давать "два очка за старичка".
Неужели дети, которые сидели у пионерского костра, думали, что они служат коммунистической партии? Конечно, нет. Их привлекали пионерские ритуалы, песни, горны, барабаны, дружба. Ведь детям все это необходимо как воздух. Им нужен выход энергии, а не политика.
Заменять старое новым нужно было более мягко, более профессионально. Например, сохранить ребячьи организации, но наполнить их другим содержанием. А в результате дети лишились того, что им принадлежало: пионерские лагеря распродают или они находятся в аварийном состоянии, а у большинства детей нет другого места для встреч, кроме улицы. В стране была лучшая в мире сеть внешкольных учреждений - не только пионерских лагерей, но и кружков, дворцов пионеров, и мы ее разрушили.
Для меня современная школа - это прежде всего школа воспитывающая. Но что должно стать опорой для воспитания, когда нет единой идеологической доктрины? Ведь никто сегодня в государстве не говорит, как именно надо учить и воспитывать детей, никто не формулирует, какие люди нужны сегодня обществу. Каждая школа определяет это сама для себя.
"Самостоянье человека - залог величия его"
Мы в своей школе решили, что будем воспитывать детей на общечеловеческих ценностях, которым не одна тысяча лет, - прежде всего человек, семья, знание, культура, труд, мир и согласие между людьми, отечество, земля - наш общий дом. Сейчас многие заявляют, что все нравственные ценности разрушены. Это в корне неверно - ценности разрушить вообще нельзя, их можно признавать или не признавать. Возможно, что сегодня сократилось число людей, для которых эти ценности значимы, но сами ценности никуда не исчезли.
В нашей школе педагоги вместе с ребятами разработали "Кодексы чести" для начальной, средней и старшей школы. Для первоклашек кодекс начинается со слов: "Живи так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо". А дальше объясняется, что это означает.
Нам важно добиться, чтобы выпускник был человеком с высокоразвитым самосознанием, у которого есть ощущение своего "я": он понимает и знает, что он может, знает и о пределах своих возможностей. Ведь если у человека нет развитого самосознания, он быстро становится объектом для разного рода манипуляций, превращается в единицу толпы. Помните Пушкина: "Самостоянье человека - залог величия его"?
В этом же стихотворении поэт говорит о двух других важных составляющих человеческой личности - любви к отечеству и любви к семье. Как воспитать эти совершенно необходимые для человека качества в наше время? Слово "патриотизм" стало едва ли не ругательным, чувство - немодным. Пересматривается прошлое нашего отечества, тревожит настоящее , и пугает своей неопределенностью будущее. И все же, отказавшись от прокурорского разбирательства прошлого, необходимо воспитывать в детях патриотизм как основу активной социальной позиции. И делать это не только через фильмы и книги.В нашей школе за десять лет каждый ученик проходит по маршрутам, связанным с историческим прошлым страны, начиная от Красной площади и городов Золотого Кольца и кончая Мамаевым курганом.
Но Родина - это не только великая Россия с великой историей, но и тот клочок земли, на котором ты вырос. В двадцати минутах ходьбы от нашей школы расположен старинный Кузьминский парк. Изучение истории этого места шестиклассниками, которым помогают родители и учителя-предметники, сотрудники парка и расположенного в нем музея К. Паустовского, захватило всю школу. Каждый класс выбрал для изучения одну из московских усадеб - Лефортово, Кусково, Измайлово, Коломенское. Эти исследования хорошо вписались в нашу программу "Духовная история России".
Из чувства причастности к истории своего отечества рождается и интерес к своей собственной семье. Мы попросили ребят ответить на вопрос: "Что я знаю о своих предках?". Большинство смогли добраться лишь до третьего колена. Но эти "исследования" натолкнули многих на семейный поиск, на создание семейных архивов, сблизили родителей и детей.
Мечты о школе будущего
Я мечтаю о том, чтобы школьные комплексы строились по индивидуальным проектам. Ведь каждая школа - это коллективная индивидуальность. Прежде чем открывать школу, нужно создать педагогическую концепцию, собрать коллектив учителей, а потом уже под идею, под сообщество людей, под территорию и район разрабатывать проект школы и заказывать его архитекторам.
Такая школа не может состоять из одного здания. Сотни детей разного возраста на одной территории - это неправильно. Я говорю даже не об опасности эпидемий и травм. У каждого возраста свое восприятие окружающего, свои способы его познания. Корпус младших классов должен быть симметричным - например, в форме ромашки. Дети еще только начинают знакомство с миром, и оно должно быть дружелюбным и гармоничным. Им необходим специальный спортивный зал, ведь спортивные снаряды для малышей совсем не те, что для подростков. В корпусе для начальных классов хорошо иметь игровую комнату и живой уголок. Ребенок должен расти рядом с живыми существами, ухаживать за ними, наблюдать, любить их.
У подростков - другой корпус. Со множеством коридоров, тупиков, лабиринтов - им же бегать надо! В норвежских школах нам показывали комнату шума со звукоизоляцией - туда подростки могут прийти и шуметь, кричать сколько душе угодно. Нашим детям, я думаю, комната шума не подойдет - они шумят везде, они не могут бежать и не кричать. У подростков тоже должны быть свой спортивный зал, игровая площадка и живой уголок - посложнее.
Корпус старших классов мне видится асимметричным, со множеством ниш для философских размышлений. У старшеклассников должны быть лекционные залы и разнообразные лаборатории. И, конечно, свой профессиональный спортивный зал, а также стадион для соревнований, концертный и танцевальный залы.
Мне кажется очень важным научить каждого ребенка обращаться с цветом, с красками, уметь выразить себя с помощью рисунка. Каждой школе необходим класс с музыкальными инструментами. Пусть ребенок к окончанию школы научится играть на одном музыкальном инструменте - не обязательно профессионально, а в меру своих возможностей.
Это мечты, но я верю, что российская школа минует все сложности своего развития, сохранит лучшие традиции и будет давать нашим детям основательное и духовное образование.
Кодекс чести учеников 1-3-х классов 825-й московской школы
1. Главное: старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
2. Прежде, чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.
3. Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу.
4. Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения.
5. Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя об этом попросят.
6. Если тебе будет плохо, не спеши обвинять в этом других. Учись терпеть неприятности. Плохое скоро проходит.
7. Дорожи школьной дружбой, цени свой класс и свою школу.
8. И еще о главном: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
Подробности для любознательных
ЧТО СТОИТ ЗА НАЗВАНИЕМ ШКОЛЫ
ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА. Ее методика разработана известным немецким педагогом Р. Штейнером. Первая была открыта в 1919 году в Штутгарте для детей рабочих фабрики "Вальдорф-Астория", отсюда название школ. Главное действующее лицо в них - классный учитель. Он разрабатывает и преподает основные общеобразовательные предметы. Учебники в общепринятом смысле не используются. Предметы дети проходят так называемыми "эпохами": в течение трех-четырех недель на первых уроках дается один и тот же предмет, потом делается пауза, во время которой изучается другая дисциплина. Большое внимание уделяется трудовому обучению - от навыков вязания до индустриального труда или полного цикла сельскохозяйственных работ. Оценки не выставляются. Сдаются итоговые экзамены после 8-го класса и выпускные. Вальдорфские учреждения (школы и детские сады) автономны, не имеют над собой руководящих инстанций и поста директора. Управляются педагогическим советом. Общим для педагогов стало критическое отношение к любым формам селекции учащихся, к тестированию, выявлению одаренных и так далее. Главная цель - воспитание подлинно свободной духовной личности, основной принцип - "сначала художественное, затем из него интеллектуальное".
ГИМНАЗИЯ. Среднее учебное заведение. Название заимствовано у школ в Древней Греции - "гимнасий". В странах Европы гимназии создавались на основе латинских школ начиная с XVI века. Основой обучения было изучение древних языков и античной литературы - так называемое классическое образование. Со второй половины XIX века стали вводиться новые предметы - естественно-математические и другие. Современные гимназии в европейских странах, как правило, принимают детей после 4-5-го (иногда 7-го) класса общеобразовательной школы. Отсев из гимназий значителен, аттестат зрелости нередко получает только треть или четверть поступивших. Но в то же время гимназии во многих странах сохраняют статус единственного необходимого звена перед поступлением в университет (часто без экзаменов - по конкурсу аттестатов). Похожая система была и в царской России: окончившие гимназию с золотой или серебряной медалью принимались в университеты в первую очередь и без экзаменов, остальные тоже без экзаменов, но по конкурсу аттестатов. Гимназия как тип школы была упразднена в России в 1918 году, а в 1990 началась работа по ее возрождению и вышло "Положение о гимназиях". В наших гимназиях есть прогимназические (1-7-е классы) и собственно гимназические (8-11-е) классы. Возможна и абитура - 12-й класс. В зависимости от направления изучаются общеобразовательные дисциплины и углубленные курсы основ наук - физико-математических, гуманитарных, естественных.
КОЛЛЕДЖ. Учебное заведение в системах образования Великобритании, США и некоторых других стран. Различают три типа колледжей: высшего образования, с подготовкой промежуточной между высшим и средним образованием и среднего образования. Последние два типа дают специальное образование, как правило, техническое или коммерческое. В России, начиная с 90-х годов, колледжами стали называться бывшие техникумы и профессионально-технические училища.
КОЛЛЕЖ. Учебное заведение во Франции и в ряде стран Азии и Африки, бывших французских колониях. Прежде это были средние школы, в настоящее время - неполные средние школы с четырехлетним обязательным для всех обучением.
ЛИЦЕЙ. Тип среднего или высшего учебного заведения. Название - от философской школы, основанной Аристотелем и просуществовавшей около восьми столетий (школа находилась вблизи храма Аполлона Ликейского). В современной Франции лицей - единственный тип средней общеобразовательной школы, счет классов там обратный - 1-й класс выпускной. В России до 1917 года лицеи были сословным привилегированным учебным заведением, готовившим государственных чиновников из детей дворян. Сегодня название "лицей" принимают некоторые школы с углубленным изучением различных дисциплин.
МАНГЕЙМСКАЯ ШКОЛА. Система дифференцированного обучения, исходящая из принципов соответствия нагрузки способностям учащегося. Впервые была введена в народных школах немецкого города Мангейм (отсюда и название) в начале 20-х годов. Педагог Й. Зиккенгер, основатель школы, ввел классы четырех видов: для детей, имеющих средние способности, классы развития - для малоспособных, вспомогательные - для умственно отсталых и переходные - для одаренных учеников. Он полагал, что ученики смогут переходить из одного вида классов в другой, но на практике это оказалось невозможным из-за большой разницы в программах обучения. Впоследствии эта система подверглась серьезной критике в мировой педагогической науке, но некоторые элементы мангеймской школы были использованы во многих странах, в том числе и в России.