Регистраторы электроэнергии постоянного тока (РЭН-500) разработаны на научно-производственном предприятии "Резонанс" (г.Челябинск). Поводом для этой разработки стали растущие тарифы на электроэнергию, а целью - повышение квалификации водителей электротранспорта. Ведь именно от нее в основном и зависят затраты электроэнергии на тягу, а разница в этих затратах достигает у водителей трамваев 35%, а у водителей троллейбусов даже 45%.
Практика показала, что, обучив персонал рациональным методам вождения, можно резко уменьшить лишние затраты электроэнергии, но только в том случае, если учитывать эти затраты сугубо индивидуально и к тому же поощрять материально самых экономных водителей.
Разработанный в Челябинске новый электросчетчик соизмерим по своим размерам с обычным квартирным, что позволяет крепить его в любом удобном для водителя месте кабины трамвая или троллейбуса. В состав счетчика входят два взаимозаменяемых съемных малогабаритных устройства, каждое из которых весит всего 100 граммов и снабжено магнитной защелкой. Его выдают водителю в начале смены и принимают от него в конце смены вместе с путевым листом, а чтобы исключить неучтенный расход энергии, этот блочок при установке на место формирует сигнал разрешения движения машины. Блочок содержит жидкокристаллический индикатор и литиевую батарейку, которая обеспечивает его автономную работу в течение 10 лет. Высокая точность разработанного челябинцами прибора остается неизменной и в сорокаградусный мороз, и в сорокаградусную же жару.
КОСТРОВОЛОКНИТ - СТРОИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ИЗ ЛЬНА
Экологически чистый материал для мебельной промышленности и строительства можно выпускать на оборудовании, разработанном специалистами фонда "Стройтех-прогресс". Сырьем для этого производства служит костра - одревесневшая (твердая) часть стебля льна, которая при его переработке обычно идет целиком в отходы.
Правда, отделочные плиты делались из костры и прежде, но на фенол-формальдегидном связующем - подобно тем, что производят из древесных опилок и называют древесно-стружечными. Но фенол-формальдегидные смолы, как известно, небезвредны: они могут выделять в тепле весьма токсичный фенол. Поэтому применение их в последнее время ограничено.
Примененная фирмой "Стройтехпрогресс" технология не использует посторонних связующих: костру просто замачивают в щелочи с определенными добавками. Через некоторое время на поверхности костры выступают содержащиеся в ней полисахариды, которые и выполняют роль связующего, а в результате получается новый материал, которому авторы дали имя "костроволокнит".
Примерно таким же образом можно обрабатывать и древесные опилки, что, кстати говоря, и пытались делать в нашей стране еще в 30-х годах. Но по причине последующей тотальной химизации эта технология была забыта, и на протяжении многих лет древесно-стружечные плиты выпускались исключительно на основе фенол-формальдегидных смол.
В "Стройтехпрогрессе" создали для утилизации костры новую технологию и новое современное оборудование. Относительно небольшие габариты позволят применять его в небольших и расположенных в сельской местности городах, где по большей части и размещается льноперерабатывающее производство. А со временем, если габариты этого оборудования удастся еще уменьшить, его и вовсе можно будет использовать непосредственно в селах. Ведь первичную обработку льна - так называемый "расстил" - нередко проводят прямо в поле. Производство костроволокнита из образующейся при этом костры могло бы обеспечить сельским жителям дополнительный заработок в зимнее время.
Установлено, что во многом костроволокнит превосходит другие строительные материалы. По теплоизоляции, например, он в 7 раз лучше красного кирпича, в 4 раза - керамзитобетона, в 2 раза - ДСП и в 1,5 раза - дерева. В несколько раз больше, чем все эти материалы, костроволокнит поглощает шум, а его прочность при изгибе почти в 2 раза выше, чем у красного кирпича. Уникальны свойства костроволокнита в части ослабления проникающей радиации. Помимо всего он легко обрабатывается, и ему можно придать практически любую форму. Экологическая безопасность и самого материала, и процесса его производства подтверждены санитарно-гигиеническим сертификатом Центра санэпидемнадзора Минздрава РФ.
ЛЕТАЮЩИЙ РОБОТ
Новый беспилотный вертолет КА-137 разработан специалистами Опытного конструкторского бюро имени Н. И. Камова. Возможности этой машины очень широки: она может работать как на больших, так и на очень малых скоростях, а при необходимости - зависать над любой точкой заданной поверхности. КА-137 не требует для взлета и посадки никакого стартово-посадочного оборудования и может базироваться на кораблях, в том числе и на малых.
Корпус вертолета рассчитан на его использование в морских условиях и защищает всю аппаратуру как от возможной в море коррозии, так и от электромагнитных полей корабля.
Корпус имеет шарообразную форму с диаметром 1,3 метра и внешней оболочкой из композиционного материала. В верхней полусфере шара размещены все вертолетные системы: управления, топливная, электропитания, двигатель и т.п. Нижняя же полусфера предназначена для размещения оборудования, которое требуется для конкретного использования воздушного робота. Там можно, например, установить телекамеру и тепловизор, радиолокатор и аппаратуру ретрансляции, самые разные датчики и электронные системы совокупным весом не более 80 килограммов.
Общая же взлетная масса машины составляет 280 килограммов, максимальная скорость - 175 километров в час, максимальная высота зависания - около трех километров, максимальная дальность полета - более 530 километров.
Оборудованный спутниковой навигационной системой, цифровым автопилотом и всеми необходимыми датчиками КА-137 движется по заранее намеченному маршруту автоматически и выходит в заданное место с точностью до 60 метров. На расстоянии 50 километров от своей базы он может находиться в полете до 4 часов.
Использовать КА-137 можно для аэрофотосъемки, мониторинга и самых разнообразных работ в тех ситуациях, где жизнь человека подвергается опасности. В частности - радиационной.
РАДИОЛОКАТОР ДЛЯ ПОЗВОНОЧНИКА
Новый метод определения осанки у детей и подростков разработан специалистами Московского энергетического института (Технического университета) и Федерального НИИ медицинских проблем формирования здоровья Минздрава РФ (Москва).
Хорошо известно, что нарушение осанки может повлечь за собой многие заболевания и что эти нарушения тем не менее широко распространены среди детей и подростков. Проверку правильности их осанки проводят достаточно регулярно, но методы для этого используют весьма далекие от совершенства. К примеру, механическое прикосновение к позвоночнику и даже просто дискомфорт от необходимости находиться без одежды часто вызывают у ребенка рефлекторное сокращение обеспечивающих осанку мышц, что может искажать результаты измерения.
Разработанный московскими медиками и инженерами метод использует идею радиолокации, а созданный ими аппарат содержит радиоизлучатель и радиоприемник. Ребенка перед обследованием раздевать не надо, а в область его спины посылают с расстояния от 0,5 до 5 метров электромагнитную волну миллиметрового диапазона. Такая волна не нагревает живую ткань и не проникает в нее глубже, чем на десятые доли миллиметра, а, отразившись от позвоночника, возвращается в локатор, после чего обрабатывается компьютером и выводится на экран в виде графической и цифровой информации.
Специально разработанная программа рассчитывает параметры осанки ребенка и сравнивает их с нормативными данными для его возрастной группы.
Продолжительность обследования, включая выдачу результата, не превышает 5 минут, а суммарная доза воздействия волн на детский организм оказывается примерно в 1000 раз меньше, чем допустимая санитарными нормами при работе с детьми для этого диапазона.