Эта история произошла в те далекие времена, когда Франция была процветающей колониальной империей. Начиная с ХVI века страна расширяла свои заморские владения. Король Генрих IV посылал экспедиции в Канаду, направлял туда партии колонистов. Кардинал Ришелье организовал строительство флота, оказывал большую поддержку заморским торговым компаниям. Французы устанавливали свой контроль над огромными территориями, росла торговля, из колоний везли в метрополию хлопок, кофе, какао, пряности. Министр финансов Людовика ХIV Кольбер основал Вест-Индскую компанию для Атлантического океана и Ост-Индскую компанию для Индийского океана, а потом и другие компании для заморской торговли.
Для работы на плантациях из Африки везли черных рабов. И хотя еще на заре создания колониальной империи французские гуманисты отрицательно относились к колониальной политике - Монтень говорил о "народах-детях", которых уничтожают европейцы, а Рабле призывал обращаться с туземцами как с новорожденными, - африканцами торговали купцы из Нанта, Руана, Бордо. В 1686 году владением Франции объявляется Мадагаскар. Были устроены и другие базы на пути в Индию на Маскаренских островах - Бурбон (теперь Реюньон) и Иль-де-Франс (теперь остров Маврикий), где трудом негров-рабов создавались французские плантации по производству сахара, кофе и какао. Работорговля росла, особенно широкий размах она получила в ХVIII веке.
17 ноября 1760 года из Франции, из порта Байонна, на Мадагаскар отправилось транспортное парусное судно "Полезное" ("L`Utile") (оно принадлежало Королевскому флоту, затем было продано Ост-Индской компании и предназначалось для торговли на Маскаренских островах в Индийском океане). Отправилось за провизией: говядиной, рисом, пряностями. Но вернуться в порт приписки "Полезному" было не суждено. 31 июля 1761 года корабль потерпел крушение у острова Песка (так тогда назывался Тромлен), в 350 километрах от Мадагаскара. На нем находились 122 члена французского экипажа и, по разным данным, от 100 до 200 рабов-мальгашей, взятых нелегально для продажи на острове Иль-де-Франс.
Как свидетельствуют записи в бортовом журнале, сохранившиеся в архивах приморского города Лориан, большинство рабов не смогли выбраться из трюма и погибли во время кораблекрушения, поскольку "люки были закрыты". Те же 60 рабов, которым посчастливилось выжить, вместе с 122 членами экипажа оказались на необитаемом острове. Но на каком! В сущности, это была песчаная отмель длиной 1700 метров и шириной 700, окруженная коралловыми рифами и поросшая низким кустарником, - удобное место гнездовья птиц и морских черепах. Остров находился на пути циклонов и не был богат растительностью: крупные деревья под натиском сильных ветров не могли выстоять. К счастью, на острове нашли пресную воду, которая давала надежду на выживание.
Через два месяца французам удалось соорудить небольшое суденышко, и они отправились в путь, пообещав рабам вернуться за ними, однако обещания не сдержали. Добравшись до Иль-де-Франса, члены французской команды обратились к местным властям с просьбой спасти рабов, но те отказались. Многих возмутило подобное решение, в том числе и известного французского писателя Бернардена де Сен-Пьера (в то время он находился на Иль-де-Франсе), но безрезультатно. И вскоре о рабах все забыли.
Лишь 15 лет спустя, 29 ноября 1776 года, мальгашей увидели моряки корвета "Дофина" ("La Dauphine"). Подойти к острову оказалось непросто - три лодки не смогли к нему причалить, и только четвертой удалось это сделать. В ней находился капитан корабля шевалье де Тромлен, именем которого впоследствии и был назван остров. Из 60 мальгашей за 15 лет в живых осталось восемь человек - семь женщин и восьмимесячный ребенок.
Об этих событиях более чем двухсотлетней давности вспомнили несколько лет назад, когда ООН объявила 2004 год Международным годом памяти борьбы с рабством. Французские историки разработали программу, названную ""Полезное". 1761. Забытые рабы", рассчитанную на три года (в 2007 году она завершается). С одной стороны, ее цель чисто научная - подробно изучить - исторически и археологически - все детали этой трагедии, которая типична для рабовладения в целом и в частности для стран Индийского океана. С другой - привлечь внимание с помощью средств массовой информации к проблемам рабства как в исторических, так и в современных его формах. К тому же эта инициатива лишний раз свидетельствует о том, с каким интересом французы относятся к любым эпизодам своей истории. Кульминацией программы должна стать археологическая экспедиция на остров Тромлен. Недавно туда отправилась морская археологическая исследовательская группа под руководством бывшего морского офицера Макса Геру. Археологи провели там почти месяц. Их задачей были подводные и наземные археологические раскопки, которые помогли бы найти как можно больше вещественных доказательств пребывания на острове потерпевших кораблекрушение людей и изучить условия их выживания.
Археологические раскопки на Тромлене производились одновременно и на суше и на море. После 120 погружений под воду, достаточно трудных из-за сильных волн и ветра, на небольшой глубине были обнаружены старинные якоря и пушки… Изучение обломков корабля ничего особенно нового не принесло. Зато на земле археологам удалось обнаружить печь, которой пользовались жертвы кораблекрушения, и остатки жилища, засыпанные песком слоем от 60 до 80 сантиметров. "Хорошо построенные каменные стены, прочные, из-за сильных ветров, не оставляют впечатления, что их делали люди, разбитые судьбой", - пишет на страницах газеты "Liberation" Макс Геру.
Сохранились рассказы женщин, из тех семи, которым удалось выжить, что на протяжении 15 лет они поддерживали огонь, ходили в набедренных повязках из птичьих перьев, питались мелкими птицами и черепахами, пользовались медной посудой, уцелевшей во время кораблекрушения и много раз залатанной. "Сейчас здесь уже не видно таких мелких птиц, или они исчезли на острове, или мальгаши питались ими, пока они не успевали вырасти: так их легче было поймать", - объясняет один из археологов экспедиции. Островитяне ели моллюсков и рыбу, но в небольших количествах - в этом море она плохо ловилась.
Экспедиция не в полной мере оправдала ожидания археологов, поскольку им пока не удалось найти захоронений рабов, умерших на острове на протяжении тех 15 лет. Однако ученые не теряют надежды: "Мы вернемся сюда с оборудованием, более приспособленным к таким исследованиям, в частности, возьмем небольшие буровые инструменты, и, думаю, мы их найдем", - говорит археолог Тома Ромон. Следующую экспедицию предполагается совершить в 2008 году.
Что же сейчас представляет собой остров Тромлен? За двести пятьдесят лет Тромлен мало изменился. До 1954 года он оставался необитаемым, пока там не открыли метеорологическую станцию для наблюдений за циклонами. За год до этого состоялась первая, ознакомительная, поездка на Тромлен под руководством инженера-метеоролога Сержа Фролова (судя по фамилии, русского происхождения ), чьим именем позже и была названа станция. 30 апреля 1954 года на остров высадилась группа из 20 человек, чтобы установить первые сооружения для станции. А уже в мае прибыла первая группа метеорологов. Здесь и сегодня ведут наблюдения за циклонами. Так что четыре метеоролога, которых меняют каждые полгода, и есть население острова Тромлен.
Метеорологам составляют компанию зеленые черепахи, исчезающий вид Chelonia Mydas, защищенный Вашингтонской конвенцией. По вечерам они выходят из моря, выкапывают в песке ямки цилиндрической формы и откладывают в них яйца, которые затем засыпают песком. В это же самое время из соседних ямок, куда около двух месяцев назад были отложены яйца, появляются маленькие черепашата, длина которых едва достигает пяти сантиметров при весе 24 грамма, и устремляются к морю.
Тромлен - природный черепаший заповедник, основной в юго-западном регионе Индийского океана, и одно из главных мест их кладки яиц. Выживание вида обеспечивается значительным числом черепашьего потомства. На Тромлене оно достигает внушительной цифры - до 300 000 черепах в год! За свою жизнь зеленые черепахи преодолевают по воде громадные расстояния, что ученые определяют с помощью кольцевания. Рекорд поставила черепаха, окольцованная на Тромлене и через восемь лет обнаруженная на атолле Европа. Она преодолела путь в 2250 километров!
Кстати, остров Тромлен сейчас относится к так называемым спорным территориям. Помимо Франции, под контролем которой он находится, на него претендует также Маврикий. Конфликт, правда, не выходит за рамки обмена дипломатическими нотами.