Деньги - великое изобретение людей, схожее по значимости с появлением колеса или письма. Многие экономисты и философы прошлого, принимая деньги, как удобное средство обмена, считали их плодом человеческой мудрости. Любые крупные события в истории прямо или косвенно связаны с деньгами, с их распределением между людьми. И российские деньги, появившись чуть ли не одновременно с рождением нашей государственности (вспомним златники Киевской Руси), прошли те же исторические пути, что и Россия, переживая вместе с ней сложные процессы - меняясь, обновляясь, а то и вовсе полностью зачеркивая свое прошлое, как это случилось после революции, когда привычные рубли заменили совзнаками.
Любой подобный денежный процесс был тесно связан с отечественной экономикой, производством, культурой. Эту взаимосвязь и прослеживает издание "Все о деньгах России", выпущенное под эгидой Центрального банка Российской Федерации (Все о деньгах России. Москва, "Конкорд-Пресс", 1998.). Идея книги и разработка ее проекта принадлежат писателю, популяризатору науки Виктору Пекелису, ушедшему из жизни в пору работы над книгой. Издание представляет собой своеобразный фундаментальный путеводитель в огромном мире прошлого и настоящего российских денег. Это альбом и одновременно справочник, написанный занимательно и увлекательно, без сухости и тяжеловесности, что можно считать особой заслугой авторского коллектива.
Об информационной же наполненности издания говорит хотя бы то, что оно, пожалуй, впервые популярно рассказывает о подробностях российских денежных реформ разного времени, об особенностях прежней и нынешней российской банковской системы, преподносит малоизвестные сведения о деньгах гражданской войны и даже размышляет о будущем российских денег. Некоторые главы книги подготовлены для издания научными учреждениями. Департамент исследований, информации и статистики Центрального банка Российской Федерации живо, занимательно, интересно рассматривает историю финансовой стабилизации в России. Институт психологии Российской академии наук на основе научных разработок подготовил главу о психологии отношения к деньгам. Институт истории естествознания и техники РАН специально для книги выполнил исследование и подготовил на его основе материал "Деньги как памятники науки и техники". Прежде не изученные темы, вроде эстетики монет и купюр или деньги как предмет этнографии религиозных и народных обрядов, исследовали и представили разные специалисты. Читатель наверняка с интересом отнесется ко множеству заметок с любопытными подробностями, со статистическими материалами, познавательными сведениями.
Книга богато иллюстрирована, в ней можно увидеть изображения редких монет и купюр, вплоть до тех, которые имеются лишь в образцах и не пошли по тем или иным причинам в обращение. Много иллюстраций связано с банковской деятельностью, есть и редкие снимки, например золотых слитков на полках государственного хранилища.
В заключение можно уверенно сказать, что название книги "Все о деньгах России" в полной мере отвечает содержанию этого фундаментального издания.
Ниже публикуются в кратком изложении фрагменты нескольких статей и заметок из книги.
***
"В чем монетное дело требует исправления"
Известному русскому ученому Екатерининской поры Василию Никитичу Татищеву однажды по высшему распоряжению пришлось заняться проверкой исправности весов на монетных дворах и осмотром отчеканенных монет на предмет их разного веса. О результатах проверки Татищев составил записку "Краткое изображение, в чем монетное дело требует исправления". Ученый, в частности, подчеркивал предпочтительность серебряных денег перед медяками, от которых "великий государственный вред". Это замечание не означало, что Татищев был против медных денег вообще. Он считал: за копейкой, денгой, полушкой нужно закрепить роль медной разменной монеты. Другое соображение Татищев высказал в письме к одному из высших тогдашних чиновников: больше чеканить разменной медной монеты, так как серебряных копеек в обращении мало, а пятикопеечники для простого люда неудобны - "велики".
Водяной знак для криминалистов
Водяные знаки появились в Италии семь столетий назад. Их получали путем напайки или крепления к сетчатому дну отливных форм небольших узорчатых фигур из тонкой проволоки. Отсюда другое название водяных знаков - филигрань, от латинского filum - нитка и granum - зерно. В России водяные знаки появились в 1723 году и представляли собой первое время изображение герба и слова "гербовая бумага". Сегодня водяные знаки стали предметом изучения вспомогательной исторической дисциплины - филигранологии. Издано более десятка специальных альбомов с описанием 100 тысяч водяных знаков. Такими альбомами пользуются криминалисты, чтобы установить подлинность денежной купюры или ценной бумаги. Наука дипломатика с помощью водяного знака определяет подлинную дату написания документов. Искусствоведы изучают образцы филиграни как произведения прикладного графического искусства.
Как не подошел никель
Во второй половине прошлого века российское казначейство стало планировать замену серебра в монетах на никелевый сплав, который уже использовали Швейцария, США и Бельгия. Опыт показывал, что никелевый сплав удобен для выпуска мелких денег, он был красив, практически не окислялся, мало стирался, из-за своей твердости вызывал затруднение у фальшивомонетчиков.
В 1871 году к
российскому министру финансов
обратился директор Брюссельского
монетного двора
Г. Аллар с
предложением изготовить на своем
предприятии никелевые монеты для
России и передал образцы 2 и 10
копеек, чеканенные в меди и никеле.
Но бельгийцу, несмотря на
содействие академика Б. С. Якоби,
было отказано, а 219 монет,
чеканенных в Бельгии, разошлись по
крупным казенным и частным
коллекциям.
Тогда же предложил чеканить никелевые монеты для России и граф Буйе де Леклюз - один из совладельцев французской фирмы "Ле Никель". В предложении кроме чеканки выдвигалась программа монетной реформы с тем, чтобы 5 и 3 руб. выпускать в золоте, 1 руб., 50 коп. и 25 коп. - в серебре, 5, 3, 2 копейки чеканить из никеля, а 1 и 1/2 коп. - из меди. Но и это предложение не приняли.
К идее использования никелевой монеты вернулись спустя сорок лет, в 1910 году. Тогда в механической лаборатории Института инженеров путей сообщения испытали два сплава из никеля, меди и цинка, а также из меди и никеля. Тройной сплав отвергли, а двойной признали пригодным для монетных дворов. Предполагалось заменить никелевым сплавом 5 коп. из меди и 10, 15, 20 коп. из серебра. Намечали также чеканить из никеля традиционную русскую монету в 25 коп. - четвертак. На лицевой стороне монет собирались поместить государственный герб и дату, на обороте - номинал и надпись "Российская монета". Однако этот "никелевый" проект тоже остался на бумаге.
Чтобы не потерять всякую ценность
В разгар Первой мировой войны на рубеже 1915-1916 годов в России стало не хватать разменной монеты, и тогда российское казначейство "ввиду невозможности довести производительность монетного двора до необходимых размеров" начало выпускать взамен мелочи деньги-марки - бумажные разменные знаки достоинством от 1 до 20 коп.
Финансовому комитету предписывалось широко оповестить о введении бумажного разменного знака "решительно все население России, дабы предупредить разные случайности на этой почве". Еще указывалось, что разменные знаки необходимо печатать на "не портящейся" бумаге, поскольку "в продолжение суток такая марка, как и разменная монета, проходит через десятки рук... и к вечеру она до того истреплется, что потеряет всякую ценность".
От орла до пролетария
Первые послереволюционные деньги в России появились в июне 1917 года (то есть при Временном правительстве) с новым российским гербом - двуглавым орлом, лишенным короны, державы и скипетра. Тогда же на сторублевую и пятисотрублевую купюры поместили изображение полуобнаженной женщины - традиционного для европейского искусства символа свободы. А на 250- и 1000-рублевых банкнотах появилась свастика - один из принятых в ту пору государственных символов.
С приходом советской власти деньги стали оформляться в новом стиле. Первые советские купюры были малого формата, без какого-либо текста на обороте - присутствовали лишь максимально упрощенные по исполнению цифры номинала в несложном орнаменте. Только в 1923 году был выпущен дензнак в 10 тысяч рублей с широкой пейзажной панорамой Московского Кремля в овале из витой гирлянды дубовых листьев. Но эта купюра вызвала недовольство за свой недостаточный "революционный разрыв" с прошлым. А вот изображение "простого рабочего" в низко надвинутой кепке на казначейских билетах 1924 года воспринималось как идеологическая находка. Примерно тогда же появились проекты новых монет-плакатов мелких номиналов, где в упрощенном стиле предполагалось изобразить моряка в дозоре, красноармейца на посту, рабочего с молотом и крестьянина с серпом. Однако проект не был осуществлен.
Позднее, в 1938 году, на бумажных деньгах появились другие, более приглаженные изображения: инженера - на рублевой купюре, красноармейцев - на трехрублевой и летчика - на пятирублевой банкноте.
В 1947 году банковские билеты украсил "геральдический пейзаж" - панорама Московского Кремля. Тогдашние денежные знаки, особенно мелких достоинств , сильно смахивали на дореволюционные российские кредитные билеты. Особенно бросалось в глаза совпадение формата, цветового решения, рисунка шрифтов и орнамента у новой 5-рублевой купюры и денежного билета 1900 года. 50-рублевая банкнота с портретом Ленина в композиции и в использовании водяных знаков повторяла 100- и 500 рублевые купюры 1909 и 1912 годов.
Сегодня денежные знаки в разных странах все больше освобождаются от влияния идеологии и политики.
Когда-то были полкопейки
В СССР после денежной реформы 1924 года цена на некоторые товары стала выражаться частями копейки. Поэтому с мая 1924 года началась чеканка полукопеечных монет из чистой, без каких-либо примесей, так называемой красной меди. Каждая монетка весила 1,638 г при диаметре 16,002 мм. Более чем за три года в Ленинграде изготовили свыше 98 миллионов полукопеечных монеток - советских грошей, которые теоретически сохраняли свою платежную силу до денежной реформы 1947 года. Сейчас эти монетки достаточно редки и ценятся нумизматами.
К полукопеечным монетам предполагали вернуться при подготовке денежной реформы 1961 года. Тогда изготовили пару десятков пробных образцов, которые не отличались по размерам от копеечных монет. Посчитали, что это совпадение может привести к путанице или к злоупотреблениям при оплате. Так и во второй раз не появилась полукопейка.
"А теперь на эти знаки ты не купишь и собаки"
Случалось, что государственные банкноты дополнялись разными самодеятельными надпечатками. Одна из первых таких надпечаток на 10 немецких талерах появилась еще в прошлом веке и гласила: "Кто не любит вина, женщин и песен, тот останется на всю жизнь дураком". После 1905 года в Петербурге стали ходить пятерки и десятки с надпечаткой, сообщавшей, что банкноту разменивают на столько-то низостей, подлостей и тому подобных вещей. Утверждают, что автором надпечатки был Максим Горький. В 1919 году в Добровольческой армии Деникина на советских деньгах делали агитационные надпечатки: "Большевики обещали вам МИР, ХЛЕБ, СВОБОДУ, а дали ВОЙНУ, ГОЛОД, ЧРЕЗВЫЧАЙКУ и в придачу фальшивые деньги" или "Обманули комиссары - кучу денег надавали, а теперь на эти знаки ты не купишь и собаки".
Во время Второй мировой войны англо-американское командование разбрасывало над немецкими позициями купюры в 50 пфеннигов с агитационными надписями. Югославские партизаны отпечатали 100 динаров с "пропуском перебежчика". Во время чехословацких событий 1968 года в стране появился двойник кроны с надписью: "Голодные кроны - дар Советского Союза".
Грязные деньги
Однажды бактериологи обратили внимание на деньги и обнаружили, что на бумажных купюрах и на монетах месяцами живут яйца разных паразитов, а также стафилококки - возбудители гнойничковых болезней кожи. На деньгах еще находят микробов, вызывающих кишечные заболевания, брюшной тиф, гепатит, там даже оказывается холерный вибрион. Обычно зараженными бывают до 13 процентов монет и 42 процента бумажных купюр. Особенно грязны мелкие деньги, и это понятно - они чаще ходят по рукам. Потому не стоит держать мелочь в карманах, давать детям для копилок или тереть пальцами купюры. Не надо забывать и то, что деньги любят "пробовать" мыши, кошки, собаки. Деньги попадают в грязь, в жирные, кислотные, щелочные растворы и продолжают после этого ходить, пока не попадут на переплавку или под нож бумагорезальной машины. Сегодня лишь японцы умеют химическим путем чистить банкноты. Нам же остается тщательно мыть руки после подсчета денег и внимательно следить за ногтями.
Если деньги обветшали
В разных странах контроль за ветхостью бумажных денежных знаков ведут по немецко-американской технологии. У нас используют собственный вариант проверки купюр, направляя на белую поверхность купюры свет в определенном диапазоне. В контролирующем приборе имеются источник света - диод, транспортирующие ролики, две направляющие пластины, фотометрическая камера и два соединенных параллельно фотоэлектронных преобразователя. Банкноты идут на контроль поштучно, ролики продвигают их вдоль направляющих пластин со скоростью 3 мм в секунду. Белая полоса купюры освещается диодом, а фотоэлектрические преобразователи генерируют электроток - фотоотклик на облучение. Если сила тока меньше 5 мкА, бумажный денежный знак признают ветхим и отправляют в бумагорезальную машину.
Памятник рублю
В курортном городе Железноводске планируют установить на постаменте памятник российскому рублю. Образцом для монумента выбрана монета, выпущенная в 1992 году, с изображением крылатой Ники-победы на фоне Белого дома и с надписью: "Суверенитет. Демократия. Возрождение". На другой стороне монеты-памятника - часть Красной площади с российским двуглавым орлом. Рубль по проекту нужно увеличить в 100 раз, и тогда диаметр 31 мм превратится в круг диаметром 310 см. Вес такой "монеты" составит 12 тонн, и она, возможно, окажется самой крупной в мире.
Рубль установят на ребро на поворотную платформу. Вокруг разобьют сквер с бассейном, чтобы туда бросать монетки. Памятник предполагают выполнить из белого металла с зеркальной обработкой. Монумент, по мнению авторов проекта, станет символом будущего крепкого российского рубля.