Поездки по улицам современных крупных городов сопряжены с большими трудностями. Перегруженные магистрали, постоянные заторы особенно нервируют водителей автомобилей оперативных служб (пожарных и милицейских машин, карет "скорой помощи"), спешащих к месту происшествия.
Нет оснований питать надежды на то, что в обозримом будущем улучшится управление дорожным движением. Следовательно, остается совершенствовать конструкцию автомобилей. Они должны стать компактнее, иметь более мощный двигатель, антиблокировочную систему тормозов (АБС) и автоматическую коробку передач (АКП).
В настоящее время на автомобилях ставят коробки передач трех типов:
ступенчатые (механические);
бесступенчатые (электрические, механические, гидравлические);
частично бесступенчатые (гидромеханические).
В России пока используются только ступенчатые коробки. Они просты по устройству, надежны, имеют высокий кпд, но в условиях интенсивного движения, а также при движении по пересеченной местности требуют частых переключений, что отвлекает водителя от дорожной обстановки.
В США на всех пожарных автомобилях стоят гидромеханические и гидравлические АКП. По этому пути идут и европейцы. Автоматические коробки имеют ряд преимуществ перед обычными. Во-первых, они повышают безопасность движения и облегчают управление автомобилем: обе руки водителя постоянно лежат на руле, а скорость регулируется нажатием на педали газа и тормоза. Во-вторых, машина увереннее ведет себя на малых скоростях, что важно при маневрировании на месте пожара. Наконец, машина более эффективно тормозит благодаря тому, что в основном гасит скорость двигателем и лишь на последних метрах вступают в действие колодки тормозов.
У нас серийные АКП пока выпускают только на Казанском моторостроительном производственном объединении, и ими комплектуют автобусы ЛиАЗ. Разрабатывают гидромеханическую АКП для среднетоннажных автомобилей в объединении "АМО-ЗИЛ".
В ближайших планах - создание пилотных образцов пожарных автомобилей с АКП, рассчитанных для работы в городах с интенсивным движением, и проведение их всеобъемлющих испытаний.