ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
Фоном для золотного шитья обычно служат дорогие материалы: бархат, замша, парча, шелк, атлас.
Чтобы вышить картину «Ваза с фруктами», вам понадобятся: деревянный подрамник размером 30 х 40 см (лучше из мягких пород дерева), канцелярские кнопки, струбцина, льняное полотно и черный бархат размером 35 х 45 см, калька, отечественные шелковые нитки № 65 золотистых тонов, хлопчатобумажные нитки № 40, кусочек серебряной парчи размером 7х 10 см, зеленый гарус для листьев, золотные нитки для фруктов, тонкий (толщиной 1 мм) золотой шнур, золотая канитель для вазы, витейка для намотки золотной нити, иголка тонкая для шелковой нити и толстая штопальная с большим ушком для гаруса, кусочек воска для вощения нити, маникюрные ножницы, пинцет.
Золотные нитки, золотой шнур и золотую канитель (тонкую проволочку, скрученную в спираль) можно купить в церковных лавках или в специализированных магазинах «Рукоделие».
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
С золотными нитками следует обращаться очень аккуратно. Каждое прикосновение оставляет на них следы пота и жира, которые приводят к ржавлению. Поэтому металлические нитки даже во время вышивания лучше трогать пинцетом или наперстком.
Намотайте золотную нить на витейку (рис. 1).
Льняное полотно натяните на подрамник — туго, как на барабане. Для этого приколите ткань кнопками к торцам подрамника в последовательности, обозначенной цифрами на рис. 2. Затем, так же сильно и равномерно натягивая полотно, приколите его незакрепленные участки по всему периметру подрамника на расстоянии 2—3 см.
Закрепите подрамнике натянутой тканью струбциной к краю стола и приметайте поверх льняной ткани бархат, предварительно приколов его булавками в той же последовательности, что и льняное полотно.
Перевод рисунка на ткань состоит из нескольких этапов. Сначала контуры фруктов переведите через копирку на плотный картон, у которого не заминаются края (лучше использовать фотокартон, не содержащий кислоты). Аккуратно вырежьте фрукты из картона, срезая карандашную линию, так как ее место при вышивке займет золотная нить.
Весь рисунок переведите на бархат с помощью припороха. Для этого положите его на поролон (можно на обитый тканью стул или диван) и иглой проколите все контуры так, чтобы расстояние шага равнялось 2 мм. Такой рисунок называется сколком.
Приколите или приметайте сколок к бархату и ватным тампоном с нанесенной на него зубной пастой аккуратно пройдитесь по всем контурам рисунка. Когда паста подсохнет, снимите сколок. На бархате останутся мелкие белые точки, определяющие контуры будущей вышивки.
Вырезанные из картона фрукты слегка приклейте клеем ПВА по размеченным точкам и пришейте к ткани несколькими стежками (рис. 3).
Выкройте из парчи вазу (если ткань тонкая, с сыпучими краями, предварительно укрепите ее флизелином) и мелкими стежками швом «назад иголку» приметайте ее по рисунку на бархат.
На этом подготовительная работа закончена. Можно приступить к вышивке.
УЧИМСЯ ШИТЬ ПО КАРТЕ
В рельефном шитье золотными нитями по карте узор предварительно выкладывают кусочками картона, затем по готовому трафарету параллельными рядами плотно укладывают золотную нить, прикрепляя ее шелковой (рабочей) нитью. Вот как это делается.
Конец навитой на витейку золотнои нити вденьте в штопальную иглу и пропустите между картоном и тканью на изнанку работы. Штопальную иглу отложите.
Шелковую нить в два сложения вденьте в тонкую иглу
и навощите. Для этого протяните ее несколько раз сквозь кусочек воска. От вощения нить становится крепче и не скручивается во время работы.
Рабочую нить выведите налицо в начале работы и закрепите ею золотную нить, выглядывающую из-под картона. Далее прокладывайте золотную нить то слева направо, то справа налево, закрепляя ее по контуру рисунка. Обхватив золотную нить одним витком рабочей нити в левой части в точке 1 (рис. 4), иголку с нитью уведите назад под картон и затяните так, чтобы золотная нить слегка ушла под трафарет. Переведите рабочую нить по изнанке направо в точку 2. Одновременно по лицевой стороне переложите вправо витейку с золотнои нитью. Выведите рабочую нить с изнанки в точке 2, обхватите ею золотную нить и вновь уведите иголку на изнанку. Работают обе руки: левая — по изнанке, правая - по лицу вышивки. Правая рука уводит иголку на изнанку и перекладывает витейку. Левая рука принимает иголку на изнанке и подает ее на лицевую сторону, где иголку встречает правая рука.
На крупных формах, вроде груши и яблока, можно делать рабочей нитью в заданном ритме дополнительные при-крепы на лицевой стороне вышивки и путем расположения стежков (прикрепов) добиваться желаемого узора. Прием шитья «в прикреп» основан на игре светотени. Шелковые стежки, притягивая одну за другой золотные нити, образуют вогнутую линию, а непритянутые нити — блестящую выпуклую поверхность. Чтобы рисунок был аккуратным, на картонные формы карандашом наносят линии, определяющие направление будущих прикрепов (рис. 5).
Уводить иголку с шелковой нитью в местах дополнительных прикрепов с лицевой стороны на изнаночную надо слегка под предыдущий ряд, тогда рабочая нить будет плотно притягивать золотную к вышитому участку. Такое шитье требует определенного навыка, поэтому сначала надо потренироваться на образце.
ДЕЛАЕМ ВАЗУ ИЗ ПАРЧИ
Если нет готового, скрутите золотой шнур толщиной 1 мм из золотных нитей. Для этого несколько золотных нитей прикрепите к любому крючку и очень туго закрутите в одну сторону. Затем перехватите закрученный шнур в середине, не ослабляя натяжения, сложите вдвое и скрутите еще раз. Выложите золотым шнуром сеточку по поверхности вазы, зашитой серебряной парчой. Шнур не уводите на изнанку, а прикрепляйте по контуру вазы шелковой вощеной нитью в два сложения (рис. 6).
Шелковой нитью закрепите места перекрещивания золотого шнура на линии 1А - 6А и т. д.
Маникюрными ножницами на обтянутой бархатом подстилке или пластиковой крышке нарежьте канитель длиной по 5 мм и украсьте ею сеточку в местах перекрещивания золотого шнура. Резать нужно быстро и с сильным нажимом, чтобы кусочки не отскакивали и канитель не перекосилась. Тонкой иголкой с рабочей ниткой проколите ткань с изнанки на лицо под острым углом, на кончик иголки нанижите кусочек канители, осторожно протолкните его до места вывода иглы и точно на конце канители вколите иголку в ткань под прямым углом, пришивая канитель по верху скрещенных зо-лотных нитей, уже скрепленных шелковым стежком.
Нарежьте канитель длиной по 7 мм и выложите по всему периметру вазы швом «назад иголку» (рис. 7). Для этого иголку с ниткой выведите на лицо, нанижите на нее кусочек канители и по ходу работы закрепите стежком, соответствующим длине нанизанной канители. Иглу уведите на изнанку и выведите снизу из-под пришитой канители в центре проложенного стежка. Снова нанижите кусочек канители и закрепите его так же. Каждый раз стежок с лицевой стороны должен соответствовать длине нанизанной на нитку канители, а для нового стежка иголка должна выводиться наверх из середины предыдущего и обязательно с одной стороны. Уколы иглы с изнанки обозначены на рисунке нечетными номерами, а с лица — четными.
ВЫШИВАЕМ ЛИСТЬЯ
Скрутите из золотных нитей шнур толщиной 1,5—2 мм и выложите им контуры листьев. Шелковую прикрепляющую нить проложите по углублениям между витками шнура, тогда она будет незаметной (рис.8). Внутри листья вышейте гарусной ниткой художественной гладью.
МАСКИРУЕМ КОНЦЫ
Чтобы аккуратно убрать на изнанку концы шнура и толстых нитей, которые трудно вставить в игольное ушко, нужно вдеть в толстую иглу крепкую нитку в два сложения так, чтобы один ее конец образовал петлю, продеть в эту петлю конец шнура и вывести его на изнаночную сторону (рис. 9).
ВСТАВЛЯЕМ ВЫШИВКУ В РАМУ
Прежде чем вставить вышивку в раму, натяните ее на оргалит подходящего размера. Края ткани соедините крестообразными стежками с интервалом 2,5 см, начиная от середины работы (рис. 10).
УХОД ЗА ИЗДЕЛИЯМИ С ЗОЛОТНОЙ ВЫШИВКОЙ
С готовой вышивкой следует обращаться осторожно. Ее нельзя стирать или отдавать в химчистку. Вышивку золотом укрепляют прокладкой, так как находящиеся на изнаночной стороне концы металлических нитей могут ржаветь. Вечерние сумочки и прочие аксессуары с золотной вышивкой хранят завернутыми в папиросную бумагу, не содержащую кислот.