№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

У МЕНЯ ЗАЗВОНИЛ ТЕЛЕФОН

А. ДУБРОВСКИЙ.

Попробуйте ответить на вопрос, какими приборами вы пользуетесь чаще, чем телефоном. Не уверен, что вам это удастся быстро сделать. Получить указания от родителей, спросить друзей, как решить трудную задачу, да просто узнать точное время - телефон к вашим услугам. Нажал несколько кнопок - и говори на здоровье. Но вот перед вами аппарат, которым пользовались в Москве в конце XIX века. Куда говорить? Как соединиться, если на нём никаких кнопок? Мы расскажем вам об этом и о том, как менялось телефонное оборудование за свою 125-летнюю историю.

БАРЫШНЯ, СОЕДИНИТЕ МЕНЯ...

Впервые возможность, не повышая голоса, поговорить с человеком на другом конце города, появилась у москвичей в 1881 году, когда в доме № 6 по Кузнецкому мосту начала работать телефонная станция. Поначалу в Москве телефоны стояли в домах всего 26 человек, и возможность поболтать стоила им 250 рублей в год — по тем временам очень большая сумма: на нынешние деньги около 175 тысяч рублей.

Но телефон оказался таким удобным новшеством, что через год абонентов было уже 256, а к концу XIX века их насчитывалось более двух тысяч. От каждого аппарата к станции тянули по воздуху провод, и московские улицы постепенно опутала густая паутина из проводов. На станции все провода сходились к гнёздам коммутатора, за которым работали девушки-телефонистки.

Тогда пользовались американскими аппаратами, которые делала фирма, основанная изобретателем телефона Александером Беллом. На тяжёлой подставке стоял раструб с микрофоном, и, чтобы что-то сказать, приходилось всё время наклоняться. Правда, наушник висел на длинном шнуре, и держать его около уха ничего не стоило.

Номер не набирали, а вызывали телефонистку, покрутив рукоятку индуктора — маленькой динамо-машины, находящейся в аппарате. Ток поступал на коммутатор и зажигал лампочку около гнезда. Заметив это, телефонистка подключалась к линии и просила назвать номер. В ответ звучало примерно следующее: “Барышня, Солянка, два-семнадцать”. Это означало, что девушке нужно было воткнуть штекер на другом конце шнура в семнадцатое гнездо второго ряда на панели, к которой были подсоединены аппараты района Солянки. Девушка соединяла абонентов или обращалась к соседке, которая обслуживала район, где находился требуемый номер.

После разговора “давали отбой”, то есть снова крутили индуктор, чтобы загоревшаяся лампочка дала знать телефонистке, что линию можно разъединить.

В начале ХХ века в Милютинском переулке начали строить новую телефонную станцию, самую крупную в Европе. Первая очередь вошла в строй в 1904 году и уже тогда могла обслуживать 12 000 номеров. Появились и более удобные аппараты. Швед Л. М. Эрикссон придумал объединить наушник и микрофон на одной ручке, как у знакомой теперь всем телефонной трубки. Кстати, рукоятку для первой трубки он сделал из куска палки от половой щетки.

ВМЕСТО ЖЕНСКИХ РУК ЭЛЕКТРОМАГНИТ

Вручную связывать между собой десятки тысяч абонентов становилось всё труднее. Бывало, в подключении номера участвовали три или четыре телефонистки. Из-за этого часто случались ошибки. Инженеры старались найти способ автоматизировать работу телефонной станции.

Вместо телефонисток решили использовать электромеханические устройства, называемые шаговыми искателями. Шаговый искатель состоял из электромагнита и анкерного колеса, как в часовом механизме. Когда в катушке электромагнита появлялся ток, якорь притягивался к сердечнику и поворачивал колесо на один зубчик. На оси колеса находился подвижной контакт, который при каждом шаге перемещался по расположенным в ряд неподвижным контактам. Если, например, поступало три электрических импульса, то подвижной контакт соединялся с третьим неподвижным. Теперь нужно было придумать, как привести шаговый искатель в действие от телефонного аппарата, ведь человеческих слов механизм не понимал. И тогда на аппарате появился дисковый номеронабиратель с десятью отверстиями. Вставив в одно из них палец, нужно было повернуть диск до упора и отпустить. Под действием пружины он возвращался в исходное положение. Заодно с диском номеронабирателя крутился другой диск с выступами-кулачками. Пока диск вращался, кулачки размыкали и замыкали электрические контакты, посылая в линию серию импульсов по числу набираемой цифры.

Эти импульсы на станции поворачивали ось шагового искателя, заставляя подвижной контакт останавливаться в нужном месте. При наборе второй цифры срабатывал следующий шаговый искатель и так далее.

Сначала сигнал направлялся на районный телефонный узел, например в центре, на юге или северо-западе города, затем — на одну из входящих в этот узел автоматических телефонных станций (АТС) и постепенно добирался до нужного абонента. Примерно так же действуют диспетчеры на железных дорогах, когда, переводя стрелки, направляют составы по нужным маршрутам.

Отпала необходимость и в индукторе. Питание поступало к аппарату с телефонной станции. Достаточно было снять трубку с рычагов, которые служили выключателями. Когда трубку клали (или вешали) обратно, напряжение выключалось и все шаговые искатели возвращались в исходное положение.

Первую АТС в Москве построили на Большой Ордынке и ввели в строй в 1930 году. Дальше АТС стали появляться в разных районах города как грибы. Их возможности так выросли, что ещё до войны телефоны устанавливали не только в квартирах и учреждениях, но и на улицах Москвы. Это были таксофоны, или, как их тогда называли, телефоны-автоматы, поскольку срабатывали они автоматически при опускании монеты.

КНОПКИ ЭКОНОМЯТ ВРЕМЯ

Телефоны, конечно, очень облегчали жизнь. Но уж слишком однообразно, даже мрачно выглядели аппараты. Их корпуса из штампованного металла или термореактивной пластмассы — бакелита, чаще всего чёрного цвета, были очень тяжёлыми. Никому и в голову не приходило переносить их с места на место или разговаривать, расхаживая по комнате и держа аппарат в руке. В начале 1950-х годов та же фирма Эрикссона предложила делать аппараты различной формы из лёгких материалов ярких расцветок.

Сильно изменилась и “начинка”. Изобретение полупроводников и интегральных схем позволило отказаться от дискового номеронабирателя, его заменили набором кнопок на лицевой панели. При нажатии кнопки включался электронный генератор и посылал импульсы на АТС.

Кнопочные телефоны оказались гораздо удобнее предшественников. Можно ввести в электронную память такого аппарата несколько часто набираемых номеров и дозваниваться до них нажатием двух-трёх кнопок. Специальная кнопка предназначена для быстрого повторного вызова, если номер абонента занят.

На АТС тоже появилось новое электронное оборудование. Электромеханические АТС начали закрывать и, кстати, станцию на Большой Ордынке закрыли последней — это произошло в 1997 году. За долголетие она даже попала в Книгу рекордов Гиннесса.

МАЛ ДА УДАЛ

Если изобретение телефона в XIX веке называли чудом, то появление на рубеже ХХ и ХХI веков мобильной, или сотовой, связи можно считать чудом в квадрате. Прошёл всего десяток лет, а представить свою жизнь без мобильника в кармане уже невозможно. Он не нуждается в проводах, поэтому пользуются им где угодно: дома и в школе, на прогулке и в дороге, в городе и на даче. Сейчас в крупных городах число мобильных аппаратов больше, чем стационарных. Звонят с них и жители крошечных поселков, куда не дотянулись телефонные провода.

Миниатюрный аппарат — это, по сути, ультракоротковолновая радиостанция очень небольшой мощности. Поговорить же с абонентом, находящимся за много километров, позволяет оригинальная организация связи. У каждой компании-оператора имеются в распоряжении многочисленные антенны-ретрансляторы, расположенные так, что, если посмотреть сверху, они образуют сеть с ячейками, которые напоминают пчелиные соты (отсюда и название).

Сигнал с мобильного телефона попадает на ближайшую антенну, а оттуда, после усиления, — на все передающие антенны. Если абонент находится в зоне действия сети, то есть недалеко от одной из антенн, то его телефон тут же зазвонит. Правда, о звонках мы говорим скорее по традиции — мобильные телефоны не звонят, а поют. Причём каждый на свой голос в зависимости от вкуса хозяина.

Для воспроизведения мелодий в телефоне имеется микроэлектронный чип, который кроме прямых обязанностей — обеспечить связь — выполняет ещё массу вспомогательных работ: держит в памяти записную книжку и набор электронных игр, при вызове сообщает владельцу, кто звонит, высвечивая имя или номер на дисплее, принимает и расшифровывает текстовые сообщения (SMS) и ещё многое, многое другое.

Появились “навороченные” аппараты с цифровыми фото- и видеокамерами, плеерами, приёмниками глобальной навигационной системы и даже компьютерами.

НЕ ТОЛЬКО СЛЫШУ, НО И ВИЖУ

Совершенствуются и системы традиционной проводной связи. На станциях устанавливают цифровое оборудование нового поколения. Скоро по городскому телефону можно будет набирать номер не только в привычном импульсном режиме — это всё же занимает относительно много времени, но и в гораздо более быстром тоновом. Аппаратуре АТС не придётся считать импульсы, а каждой набираемой цифре, как музыкальным нотам, будет соответствовать звуковой сигнал (тон) определённой частоты, которая распознаётся практически мгновенно. Такой вид набора применяется, кстати, в мобильниках. Городская телефонная сеть соединит ваш компьютер с Интернетом.

Уже в этом году появятся телефоны с небольшими жидкокристаллическими экранами. Во время разговора на нём видно лицо собеседника. Кроме того, экраны сделаны сенсорными, то есть чувствительными к прикосновению. На них вызывают меню, и, нажав на соответствующий значок, можно узнать прогноз погоды, курсы валют и даже увидеть карту города, где отмечены улицы, по которым нельзя проехать из-за пробок.

Будем следить, какие ещё сюрпризы преподнесут нам связисты.

У телефона Белла микрофон крепился на аппарате, поэтому, разговаривая, приходилось всё время наклоняться к нему. Справа видна рукоятка индуктора — небольшой динамо-машины, посылавшей вызов на телефонную станцию.
У аппарата Эрикссона микрофон и наушник объединялись в телефонной трубке, и разговаривать было гораздо удобнее.
Электрические и телефонные провода в начале ХХвека тянули по воздуху. Их переплетения напоминали густую паутину, занимавшую всё пространство над городскими улицами.
За такими пультами коммутатора Эрикссона работали девушки-телефонистки в 1904 году на телефонной станции в Милютинском переулке.
Чтобы соединить между собой абонентов, опытной “телефонной барышне” требовалось несколько секунд. С одного пульта можно было одновременно обеспечить связь нескольким десяткам абонентов.
На первых автоматических телефонных станциях (АТС) главными узлами были электромеханические шаговые искатели.
Этот телефонный аппарат начала 1950-х годов имел необычный розовый бакелитовый корпус; большинство телефонов в то время были чёрными.
В 1970-х годах появились кнопочные телефоны. Они обладали памятью на несколько номеров, и для вызова абонента не требовалось набирать номер полностью — достаточно было нажать одну-две кнопки.
Телефонные аппараты нового поколения оснащены цветными жидкокристаллическими дисплеями, на которых во время разговора виден собеседник.

Другие статьи из рубрики «Техника. Страницы истории»

Детальное описание иллюстрации

За такими пультами коммутатора Эрикссона работали девушки-телефонистки в 1904 году на телефонной станции в Милютинском переулке. Они должны были не только иметь приятный голос, но и обладать высоким ростом и длинными руками, чтобы дотягиваться до дальних гнезд.
На первых автоматических телефонных станциях (АТС) главными узлами были электромеханические шаговые искатели. По числу поданных импульсов они последовательно выбирали нужную линию и переадресовывали в нее сигнал. Получалась структура, напоминающая дерево, крайней веткой которого был вызываемый аппарат.
Телефонные аппараты нового поколения оснащены цветными жидкокристаллическими дисплеями, на которых во время разговора виден собеседник. С помощью этого телефона можно также получить разнообразные справки, выбрав соответствующий пункт на экранном меню.
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее