Яблокам в русских народных сказках приписывалась особая сила, способная вернуть человеку молодость. Неслучайно их называли молодильными. Не о сказочных, а о вполне реальных молодильных яблоках Леонида Ивановича Вигорова я впервые узнал ещё в 70-е годы прошедшего века. И не только из сообщений газет и журналов тех лет, но и из серьёзных научных публикаций: попались в руки доклады с нескольких конференций, в которых селекционеры, биохимики, медики и другие специалисты ведущих институтов страны всесторонне обсуждали разные аспекты работы, открывавшей, по сути, новое направление садоводства и медицины — лечебно-профилактическое.
Его реализация обещала ни много ни мало, а... здоровье каждому — достаточно широко развести щедрые сады. Не с простыми сортами, а такими, которые способны давать целебные плоды для использования в качестве лучшего профилактического средства. Речь шла о плодах с повышенным содержанием и определённым сочетанием биологически активных веществ.
Размах и цели уральского учёного не могли не показаться невероятными, почти фантастическими, чему трудно поверить. И Леонид Иванович вполне понимал скептиков, сам призывая коллег ничего не принимать на веру, а перепроверять его выводы. Поэтому и организовывал клинические испытания с использованием целебных плодов в нескольких больницах Свердловска.
«ПУСТЫШКИ» И «ЖЕМЧУЖИНЫ»
«По яблоку в день — и болезнь отступит» — многочисленные вариации поговорок разных народов на эту тему Леонид Иванович не то чтобы поставил под сомнение, а скорее уточнил. Благодаря глубоким многолетним исследованиям он подвёл под них серьёзную научную основу. В результате — строгие и никем не опровергнутые до сих пор выводы, выразившиеся в цифрах и фактах.
Вдумаемся в самые простые: при ежедневной насущной потребности нашего организма в 70—100 мг витамина С (без него мы восприимчивы к гриппу, простуде и другим инфекциям, а также к таким болезням, как атеросклероз, язва желудка и двенадцатиперстной кишки) в самых распространённых и доступных всем фруктах — обычных яблоках — его совсем мало (14 мг в каждых 100 г). Но это, обратите внимание, в среднем. В зависимости же от сорта и его происхождения наличие витамина С колеблется от 2 до 40 мг%. То есть разница — двадцатикратная, более чем существенная!
В южных сортах — западноевропейских (итальянских, испанских, греческих) и южноамериканских (аргентинских, чилийских), да и в отечественных южнороссийских яблоках, что круглогодично продаются в магазинах, витамина С всего-навсего 2—5 мг%. Вигоров называл такие яблоки «пустышками», поскольку для восполнения дефицита в витамине С их надо ежедневно съедать чуть ли не по мешку.
А вот точные подсчёты профессора Вигорова: суточная лечебная доза южных привозных яблок (например, самых популярных сортов Джонатан или Гольден Делишес) — 5—7 кг, распространённых в средней полосе «среднячков» в виде Пепина шафранного и большинства прочих — 2,5 кг, а лучших высоковитаминных (Ренет Черненко) — 500 г. Для профилактических целей здоровым людям достаточно съедать половину этого количества — например, пару яблок сорта Ренет Черненко.
Но мы-то чаще едим вовсе не высоковитаминные яблоки, а первые попавшиеся, да и те не ежедневно. И не по мешку в день. В итоге — хронический дефицит витамина С и других необходимых биологически активных веществ, что и становится, как утверждают медики, первопричиной потери иммунитета, преждевременного старения и появления целого «букета» болезней.
В то же время в лучших сортах яблок, которые можно было бы выращивать почти повсюду, Л. И. Вигоров выявил 25 природных лекарств, в том числе 10 важнейших витаминов, 6 микроэлементов, 3 антибиотика, несколько радиопротекторных соединений.
Для нормального самочувствия ежедневно требуются все 25 веществ, содержащихся в достатке в «целебных» яблоках. Как подчёркивал Вигоров, эти плоды помимо витамина С богаты вторым по значению витамином — Р, точнее, Р-активными соединениями, которые нормализуют проницаемость и эластичность стенок кровеносных сосудов, в том числе важнейших капиллярных, что предупреждает атеросклероз и кровоизлияние головного мозга — бич нашего времени, а также поддерживает нормальное кровяное давление...
Но вот ещё одно открытие профессора: по сравнению с южными сортами яблок, румяными и крупными, в яблоках, выращиваемых в средней полосе, зачастую не таких нарядных и более мелких, капилляроукрепляющих витаминов многократно больше — как минимум в 3—4 раза, а в мелкоплодных уральских и сибирских — в 10—15 раз.
Аналогично обстоит дело и с другими фруктами: от одних сортов польза, как от леденцов, другие же — кладезь здоровья и способны предотвратить многие недуги.
Но в последние годы в моду вошли вовсе не лечебные плоды с БАВами (биологически активными веществами), а так называемые БАДы (биологически активные добавки).
УСПЕХ И НЕУДАЧА ПРОФЕССОРА ВИГОРОВА
Про таких учёных говорят: беда их в том, что они опережают своё время. Однако и то, что успел сделать Л. И. Вигоров, вопреки обстоятельствам своего времени, весьма значительно, хотя до сих пор не оценено по достоинству. А главное, мы этими открытиями не воспользовались.
Исследования Леонида Ивановича в направлении лечебно-профилактического садоводства — при всей своей уникальности — изначально не вписывались в рамки научной и учебной деятельности Уральского лесотехнического института, где он работал заведующим кафедрой ботаники и дендрологии, а затем — научно-исследовательской лабораторией физиологии и биохимии растений и директором Сада лечебных культур.
В Сельхозакадемии и Министерстве сельского хозяйства его тоже не понимали: во времена пустых прилавков было не до молодильных яблок — любые в дефиците.
Тем не менее достижения Вигорова нисколько не утратили значения до сего дня. В саду, закладка которого началась ещё в 1950-м, а коллекция пополнялась вплоть до 1976 года, он собрал и получил редчайшие сорта и формы целебных плодово-ягодных культур: сотни форм «лечебных» яблок, груш, слив, вишен, боярышника, смородины и других культур, которые должны были стать «донорами» будущих, куда более совершенных сортов с заданными целебными свойствами. Были созданы и два селекционных шедевра — сорта яблок Витаминное белое и Памяти Диброва, сочетающие высокое содержание витаминов, микроэлементов и природных антибиотиков.
Главное же достижение Леонида Ивановича — преодоление стереотипа примитивной оценки плодов лишь по вкусу, размеру и урожайности. Он разработал методику их быстрого биохимического анализа прямо в саду. Точнее — в созданной и оснащённой им лаборатории, где проводили безошибочные анализы, показывающие целебные достоинства любых фруктов в определённых цифрах. Анализируя образцы десятков и сотен перспективных сортов (одних только яблок около 1200 образцов), сотрудники лаборатории — опытные биохимики — отбирали уникальные экземпляры (хемоклоны), содержащие в большом количестве биологически активные вещества. «Ни один институт садоводства, — писал в то время Вигоров, — не нашёл в плодах ни одного нового лекарственного соединения, у нас найдены заново 20 таких веществ».
В результате из многих сотен выращиваемых в России сортов «звание» лечебных получили лишь единицы. И были это не всем известные Грушовка, Папировка и Боровинка, а, увы, редко встречающиеся в садах Налив алый, Заря, Апорт Александрова, Скрыжапель, Тихоновское, а также некоторые мелкоплодные уральско-сибирские сорта яблонь, не уступающие по накоплению витаминов цитрусовым. Саженцы многих из них под влиянием Вигорова начали было выращивать местные питомники.
Уральский лечебный сад притягивал к себе, словно магнитом, и специалистов, и садоводов-любителей, которым Леонид Иванович щедро раздавал черенки. А для специалистов организовал пять общесоюзных конференций, на которых после неформальных обсуждений никто не сумел опровергнуть выводы «провинциального» профессора.
Его пример оказался столь заразителен, что при многих садоводческих научных центрах страны стали создаваться лаборатории, которые использовали методику Вигорова. И казалось, вот-вот начнутся и повсеместная селекция, и выращивание целебных плодов в таком количестве, что они будут лежать на каждом столе.
И как водится во все времена, история о молодильных плодах кончилась весьма плачевно: в один из весенних дней Л. И. Вигоров увидел ревущие бульдозеры, корчующие один из участков его сада под благим предлогом: нужна площадка для строительства общежития.
ГДЕ УЧЕНИКИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛИ?
Леонид Иванович мечтал о необычном витаминном рекордсмене — шиповнике с бессемянными мясистыми ягодами, бесшипной крупноплодной облепихе и других, просящихся прямо в рот плодах, сочетающих в себе и вкус, и настоящую пользу. К глубокому сожалению, после кончины учёного это важнейшее направление не только не получило дальнейшего развития, но и фактически было потеряно.
Что же осталось?
Побывав в Екатеринбурге, я с грустью вспомнил известную народную мудрость: «Сад цветёт только до тех пор, пока жив его хозяин». Нет, все формальности и даже закон вроде бы соблюдены: Сад лечебных культур — в статусе памятника природы областного значения, а у входа — имя его создателя. И даже в центре, у реконструированного домика администрации, где когда-то без выходных и праздников работал Вигоров, — гранитный памятник ему. Только вот мало что осталось от прежнего Сада лечебных культур. Постарели и навсегда исчезли некоторые найденные или выведенные и до сего дня никем не размноженные уникальные сорта яблонь (например, Памяти Диброва). Многие посадки — в запущенном состоянии. Без омолаживающей обрезки срок их жизни приближается к предельному. Давно закрыта и некогда знаменитая биолаборатория.
Нынешние сотрудники сада успешно защищают диссертации, и бывшие студенты стали профессорами. Но их работы не обещают продолжения некогда столь блестящего начинания, хотя здоровье нации объявлено приоритетным национальным проектом.
Жаль, что за тридцать с лишним лет, прошедших с момента кончины учёного, так и не были переизданы книги Вигорова, ставшие библиографической редкостью, хотя выпущен фолиант-альбом, внешне «солидный», на мелованной бумаге, с броскими иллюстрациями. Формально — к 55-летию сада, но, увы, подобное описание не будит ни мысли, ни чувства, хотя, наверное, в нём имеются сведения, небезынтересные для узкого круга специалистов. Только вот «голая теория» не способна никому прибавить здоровья.
Впрочем, есть и новость: университету выделено 10 га земли на новой территории, будто бы для Сада лечебных культур. Лишь бы использовали эту землю по назначению, а не для ландшафтного дизайна и размножения декоративных растений.
Недавно кафедру ботаники университета возглавил талантливый учёный-дендролог доктор сельскохозяйственных наук А. П. Кожевников. Окончив Уральский лесотехнический институт, он несколько лет заведовал садом и добился интересных результатов по изменчивости и селекции облепих. Интересы его широки, возможности тоже, но он не биохимик.
И действительно, надо ли всем этим заниматься на Урале, в зоне рискованного земледелия, а ещё при местном вузе ? Сам Вигоров надеялся на развитие этой проблемы отнюдь не на Урале. В разных бумагах тех лет, которые он направлял «наверх», речь шла о создании трёх опытных станций лечебного садоводства в трёх зонах страны — средней, северной и южной.
А почему бы не создать общероссийские центры лечебного садоводства в наших наукоградах — Новосибирске и Мичуринске, тем более что в последнем действуют сразу три «профильных» института?
ЗДОРОВЬЕ — В СВОЁМ САДУ!
Досадно, но факт: вопреки былым достижениям Л. И. Вигорова, нашим садоводам неоткуда получать не только саженцы целебных плодовых культур, но и объективную информацию на эту тему. А поскольку такой банк данных после Леонида Ивановича никем не пополняется да и попросту отсутствует, ничего другого не остаётся, как поделиться сведениями о самых ценных витаминных и прочих полезных сортах различных культур, которые я стараюсь по крупицам собирать с тех пор, как не стало уральского профессора.
Попытки реализовать идеи Вигорова были не только на Урале. Биохимическую селекцию в разные годы вели профессор С. И. Исаев (МГУ, Москва), Д. К. Шапиро (Центральный ботанический сад, г. Минск), Е. И. Седов (ВНИИ селекции плодовых культур, г. Орёл), барнаульские селекционеры (ВНИИ садоводства Сибири им. М. А. Лисавенко, г. Барнаул), профессор Шупан (Германия) и др.
Настоящими лечебными, в соответствии с расчётами Вигорова (витамина С — 25—30 мг% и Р — более 300 мг%), а потому противогипертоническими и противоавитаминоз-ными яблоками по праву можно считать сорта: Поливитаминное (Ботанический сад МГУ, Москва); Скала, Успенское (ВНИИ генетики и селекции плодовых растений, г. Мичуринск); Краса Свердловска, Соковое-2, Радоница (Свердловская селекционная станция садоводства, г. Екатеринбург); Ранетка Ермолаева, Барнаулочка, Алтайская скороспелка (ВНИИ садоводства Сибири им. М. А. Лисавенко, г. Барнаул); Фонарик, Аленький цветочек (Красноярская опытная станция садоводства, г. Красноярск); Вита (ВНИИ селекции плодовых культур, г. Орёл); Керр, китайка из Канады.
Вершина в создании высоковитаминных противогипертонических сортов — сорта яблок Веселовка, Заельцовское, Сибирский сувенир, Кулундинское, Пальметта, Сибирский румянец, Даурия, Диво, Морское ботаническое и Золотодолинское, созданные учёными Центрального сибирского ботанического сада (г. Новосибирск). Витамина С в них до 45 мг%, а Р-активных соединений — до 1300 мг%. Такие плоды полезнее апельсинов!
Предупреждают заболевания печени, почек и мочевого пузыря, в том числе отложение камней и песка благодаря повышенному содержанию арбутина (до 80 мг% вместо 5—10 мг%) и хлорогенной кислоты (до 200 мг%) сорта груши, происходящие от дикорастущей уссурийской: Нежность, Памяти Яковлева, Северянка, Светлянка, Любимица Яковлева и Скороспелка (ВНИИ генетики и селекции плодовых растений, г. Мичуринск); Миф и Сказочная (Южно-Уральский институт плодоовощеводства, г. Челябинск); Заоблачная, Пингвин, Свердловчанка, Валентина, Низкорослая (Свердловская селекционная станция садоводства, г. Екатеринбург); Лада, Чижовская, Кафедральная, Нарядная Ефимова (ТСХА, Москва).
Самой высокой капилляроукрепляющей активностью (Р-активных соединений — до 3700 мг%) обладает арония (черноплодная рябина), не получившая широкого распространения из-за вяжущего привкуса. Однако в Мичуринске выведен её новый сорт, без терпкости, — Черноокая.
Рекордсменами среди плодово-ягодных культур по содержанию противопростудного и укрепляющего витамина С (до 4000 мг%) оказались лучшие сорта шиповника: Витаминный (ВНИИ лекарственных и ароматических растений, Москва), Уральский чемпион и Багряный (Южно-Уральский НИИ плодоовощеводства, г. Челябинск).
Альтернатива шиповнику — новейшие сорта актинидии: Парковая, Лакомка, Фантазия садов, Любительская (Опытная станция ВСТИСП, Подмосковье).
Повышенным содержанием витаминов С и Р (соответственно в ягодах 300 и 1300 мг% вместо обычных 100 и 500 мг%, в листьях — многократно больше) отличается чёрная смородина сортов Кипиана, Купалинка, Муравушка. Созданы они во ВНИИ селекции плодовых культур (г. Орёл).
Заметное кроветворное действие благодаря оптимальному содержанию витаминов С, В9 и железа может оказывать садовая земляника с мякотью тёмно-вишнёвого цвета сортов Рубиновый кулон и Фейерверк (ВНИИ генетики и селекции плодовых растений, г. Мичуринск);
Кокинская ранняя, Росинка, Амулет, Соловушка (Кокинский опорный пункт ВСТИСП, Брянская область).
Уникальная природная кладовая важнейших витаминов, в том числе и витамина Е, предупреждающего склероз сосудов и дистрофию мышц, — в малораспространённых пока сортах облепихи с красно-оранжевыми ягодами: Обильная, Оранжевая, Отрадная, Перчик, Рябиновая, Янтарное ожерелье, Трофимовская. Выведены они во ВНИИ садоводства Сибири им. М. А. Лисавенко (г. Барнаул) и в Ботаническом саду МГУ (Москва).
Досадно, что, несмотря на коммерческую выгоду и спрос, в России до сих пор не существует ни одного питомника лечебных культур, специализирующегося на выращивании саженцев перечисленных сортов, тем более нет и их почтовой пересылки.
Остаётся лишь одно: обращаться в ближайшие институты и научные центры по месту создания перечисленных сортов. Есть лишь один-единственный институт, высылающий ранней весной черенки некоторых яблонь для всех, кто умеет прививать, — это ВНИИ селекции плодовых культур в Орле.
Зато почти повсюду можно приобрести семена целебных сортов различных овощ-ных культур, отбор которых начал ещё Вигоров в последние годы своей жизни. Беру на себя смелость предложить список таких сортов и гибридов.
Свёкла Смуглянка, Мулатка и Мона. Отличается утроенным содержанием антоцианов (пигментов, обладающих антиоксидантной активностью) и повышенным содержанием бетаина, что активизирует работу печени, почек, пищеварение, повышает давление, улучшает состав крови.
Морковь Витаминная, Шантане Роял (королевская), Нантская Семко, Император. Эти сорта и гибриды с тёмно-оранжевой мякотью особенно полезны при расстройстве зрения, заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Все они настоящие концентраторы каротина — до 37 мг%.
Тыква Зимняя Грибовская, Россиянка, Крошка, Атлант, Новинка. Провитамина А в этих сортах — до 30 мг%. Частое употребление блюд из тыквы рекомендуется при сбоях в работе сердечно-сосудистой системы, при нарушениях функции печени, почек и при отложении солей.
Пчёлоопыляемые гибриды огурцов Капитан, Теремок, Верные друзья, Лорд, Салтан. Содержат в микродозах сложный комплекс витаминов и богатый набор минеральных веществ. Полезны при хроническом гепатите, анемии, атеросклерозе, гастрите, язве желудка, дерматите, кожных заболеваниях, ожирении. А поскольку богаты медью, могут предупреждать появление седины и выпадение волос.
Гибриды перца сладкого Максим, Заря, Витамин, Садовое кольцо и сорт Корнет можно считать лидерами по содержанию витамина С среди овощей — 480 мг% аскорбинки в сочетании с повышенным содержанием Р-активных соединений, витаминов группы В, каротина, Сахаров. Частое употребление такого перца улучшает мозговую деятельность, пищеварение, повышает выделение желудочного сока, а также нелишне при ревматических болях, невралгии, воспалении мышц, острых желудочно-кишечных расстройствах.
Содержат противоязвенный витамин U разные сорта белокочанной капусты. Минеральными солями и другими биологически активными веществами богаты листовой салат, укроп, петрушка, шпинат. Однако «замеров» на наличие подобных веществ никто не проводит. Тем более сведена на нет и дальнейшая селекционная работа по выведению сортов овощей с заданными целебными свойствами.
В целом же приходится с огорчением констатировать, что в США, где значительно позже, чем в России, взялись за изучение подобных проблем, лечебное садоводство постепенно получает приоритетное развитие, как и государственная поддержка своих Вигоровых. Ну а у нас если не нынешнему, то следующему поколению учёных придётся по крохам восстанавливать утраченное, а то и вовсе начинать с нуля. Обидно!
Екатеринбург — Москва.
См. в номере на ту же тему
Ю. ВИГОРОВ - Он занимался в науке, чем хотел и чем мог.