В составе пищевых добавок и косметической продукции встречаются ингредиенты, называемые фитоэстрогенами. Если верить рекламе, фитоэстрогены могут всё. Они устраняют сухость и дряблость кожи, повышают её упругость, замедляют старение, благотворно влияют на кожу и волосяные фолликулы, предотвращают развитие сердечно-сосудистых заболеваний, остеопороза и даже болезни Альцгеймера. Сколько правды в этих утверждениях?
Споры вызывает уже само название «фитоэстрогены». Оно весьма удачно с коммерческой точки зрения, так как слово «эстрогены» (женские половые гормоны) здесь смягчено и уравновешено приставкой «фито» (растительные), однако совершенно некорректно по существу. Во-первых, фитоэстрогены не являются гормонами растений, а во-вторых, в организме человека они могут действовать не только как эстрогены, но и как антиэстрогены. Кроме того, возникают дискуссии вокруг проблемы безопасности фитоэстроге-нов. Если они действительно обладают гормональным действием, то насколько выражены гормональные эффекты и не могут ли они привести, например, к развитию злокачественных опухолей матки и молочных желёз? В довершение всего время от времени появляются публикации о том, что некоторые пестициды, консерванты косметических средств (парабены) и солнцезащитные средства опасны именно потому, что проявляют эстрогеноподобное действие (такие вещества принято называть ксено-эстрогенами). Разумеется, эти данные роняют тень подозрения и на фитоэстрогены.
Интерес к фитоэстрогенам вспыхнул с особой силой в конце XX века. В то время проводилось множество статистических медицинских исследований, в которых сравнивали частоту встречаемости онкологических, сердечно-сосудистых и других заболеваний у разных народов с тем, чтобы выяснить, насколько сильно питание и образ жизни влияют на здоровье. Оказалось, что в странах Юго-Восточной Азии (Япония, Китай, Индонезия, Тайвань, Корея) смертность от сердечно-сосудистых заболеваний существенно ниже, чем в Европе и Америке. У восточных женщин реже, чем у американок, встречается рак груди и менее выражены неприятности климактерического периода (остеопороз, приливы). Эта тенденция ещё прослеживается у первого поколения эмигрантов, приехавших в США из стран Азии. В то же время среди женщин второго поколения эмигрантов сердечно-сосудистые заболевания, остеопороз, гормонозависимые опухоли встречаются столь же часто, как и у остальных жительниц Америки, да и проблемы климактерического периода не обходят их стороной.
Изучая традиционную для жителей стран Азии диету, учёные заметили, что в ней значительную долю составляют соевые продукты. А соя интересна тем, что содержит вещества, которые по своей структуре напоминают эстрогены. Так родилась гипотеза о том, что женщины Азии не страдают от проблем климактерического периода, потому что их организм насыщен растительными эстрогенами — фитоэстрогенами.
Сейчас большинство исследователей сходятся во мнении, что наивно связывать благоприятную статистику по «болезням цивилизации» в странах Азии только с одним пищевым продуктом. Вероятно, следует учитывать особенности образа жизни в целом, а также другие, не менее интересные традиции в питании. Однако тот факт, что помимо белков, жиров и углеводов следует обращать внимание на биологически активные вещества, содержащиеся в пищевых продуктах, и что многие растения способны оказывать разностороннее действие на организм человека, ни у кого не вызывает сомнения.
Классическим примером гормонального влияния фитоэстрогенов на млекопитающих стала «клеверная болезнь», встречающаяся у овец и других пастбищных животных. Впервые эту болезнь описали в 40-х годах XX века в Австралии. Фермеры заметили, что у овец, питающихся преимущественно клевером вида Trifolium subterraneum, часто возникают бесплодие и другие нарушения репродуктивной функции. Выяснилось, что виноваты в этом изофлавоны, которые оказывают на овец гормоноподобное действие.
Известно несколько классов веществ, которые, хотя и не являются стероидными гормонами (в отличие от настоящих эстрогенов), могут действовать как слабые эстрогены и антиэстрогены. Это, прежде всего, изофлавоны, куместаны и лигнаны. К фитоэстрогенам относят также и микоэстрогены, продуцируемые грибами, паразитирующими на растениях. Все эти вещества имеют одну характерную особенность — они похожи по своей структуре на 17-бета-эстрадиол, один из основных половых гормонов женского организма.
Гормоны действуют, связываясь с особыми белковыми структурами на поверхности клеток — рецепторами. Чтобы активировать рецептор, молекула должна иметь вполне определённое строение. Обычно говорят, что рецептор и сигнальная молекула подходят друг к другу, как ключ к замку. Однако подобно тому, как к замку иногда удаётся подобрать отмычку, так по случайному стечению обстоятельств рецептор может быть активирован посторонней молекулой, похожей по структуре на гормон, но не идентичной.
Эксперименты показали, что фитоэстрогены действительно способны связываться с теми же рецепторами, что и эстрогены, только действуют они гораздо слабее. Если принять эффект эстрадиола за 100, то действие фитоэстрогенов будет оцениваться как 0,001—0,2 (в зависимости от вида фито-эстрогена). Из-за того, что фитоэстрогены такие слабые, они чаще мешают, чем помогают эстрогенам. Представьте себе рычаги, на которые наваливаются здоровенные силачи. А теперь вообразите щуплых коротышек, которые тянутся к тем же рычагам. Очевидно, что если силачей немного, то и коротышки будут подмогой, как бы слабо они ни нажимали на рычаги. Однако если силачей в избытке, то коротышки, путающиеся под ногами и занимающие место у рычага, будут лишь замедлять работу. Говоря более точным языком, при дефиците эстрогенов, фитоэстрогены будут слабо активировать рецепторы, а вот при избытке, напротив, конкурировать с эстрогенами за рецептор. Это позволяет предположить, что фитоэстрогены могут оказывать «балансирующее» действие, хотя так ли оно на самом деле, доподлинно ещё неясно.
К настоящему времени больше всего известно об фитоэстрогенах, содержащихся в сое. Это в первую очередь изофлавоны генистеин и дайдзеин. Ещё один соевый фитоэстроген — глицитеин накапливается преимущественно в проростках сои. Изофлавоны присутствуют в растениях в основном в виде гликозидов — соединений с сахарами. В кишечнике под действием кишечной микрофлоры гликозиды гидролизуются и распадаются на сахаристую часть и несахаристый компонент, так называемый агл икон (то есть «лишённый сахара»). Как выяснилось, гликозиды изофлавонов сои практически не способны вызвать эстрогенный ответ клеток. Эстрогенная активность агликонов немного выше. Однако самый существенный вклад в эстрогенное действие сои вносит эквол — продукт дальнейшего превращения дайдзеина. По структуре он больше всего напоминает эстрадиол.
Гормональному влиянию соевых продуктов на организм женщины посвящено множество научных работ. Большинство экспериментов показало, что как диета, обогащённая соевыми продуктами, так и стандартизированные экстракты сои не оказывают заметного влияния на репродуктивную систему женщин. Некоторым исследователям вроде бы удалось обнаружить увеличение продолжительности менструального цикла у женщин, длительное время питающихся соей, но наблюдаемые изменения не были статистически достоверными. По-видимому, репродуктивные расстройства у овец, описанные в научной литературе, объясняются, во-первых, огромными дозами поглощённых изофлавонов (человеку ни за что не съесть столько сои), а во-вторых, тем, что в кишечнике травоядных животных эквол (и, возможно, другие активные метаболиты) образуются с большей эффективностью, чем в кишечнике человека.
Итак, изофлавоны сои не вызывают репродуктивных расстройств у человека. Не обнаружено у них и иных побочных эффектов. Возникает вопрос, насколько они полезны и могут ли стать альтернативой гормонозаместительной терапии? Здесь экспериментальные данные противоречивы. Ряд исследований дали положительные результаты, что и привело к появлению фитоэстрогенных препаратов. Например, были получены данные, что соевая диета уменьшает частоту горячих приливов у женщин на 45%. Однако в том же исследовании эффект плацебо оказался очень велик — 30%. Что ж, если даже положительный эффект от сои на 2/3 объясняется эффектом плацебо, это всё равно неплохо, ведь 45% — величина вполне заметная.
Есть данные, что изофлавоны, так же как и эстрогены, влияют на профиль липидов плазмы, снижая риск сердечно-сосудистых заболеваний, а также замедляют развитие остеопороза. Все изофлавоны являются антиоксидантами, то есть могут нейтрализовать свободные радикалы. Помимо этого у фитоэстрогенов разных групп то и дело обнаруживаются новые эффекты, многие из которых ещё ждут объяснения. Например, некоторые исследователи отмечают, что ряд фитоэстрогенов способны замедлять рост злокачественных опухолей и уменьшать вероятность ракового перерождения клеток.
Большинство фитоэстрогенов действуют так же, как слабые антиандрогены, то есть уменьшают влияние мужских половых гормонов. Это делает их полезными при юношеской угревой болезни, когда избыток андрогенов чрезмерно стимулирует сальные железы, и при гормонозависимом облысении. Наиболее эффективны изофлавоны эквол и генистеин, а также продукт микробного метаболизма лигнанов в кишечнике — энтеролактон.
Есть ли польза от фито-эстрогенов в составе косметических средств? В отличие от стероидных гормонов фитоэстрогены не всасываются через кожу и не оказывают системных эффектов. А так как вещества, содержащиеся в растительных экстрактах, сами по себе малоактивны и основная часть соединений с эстрогеноподобной активностью образуется в кишечнике, не стоит ждать каких-либо выраженных гормональных эффектов от фитоэстрогенов, нанесённых на кожу. Однако фитоэстрогены в косметике для проблемной кожи и в средствах против облысения полезны как антиоксиданты и как ингибиторы фермента, стимулирующего продукцию кожного сала.
Пищевые добавки на основе фитоэстрогенов также могут принести пользу как препараты, оказывающие общее благотворное действие на организм женщины. Конечно, увлекаться ими не следует, как и любыми биологически активными веществами, но и бояться их нет причин. Как бы то ни было, а весомого «компромата» на фитоэстрогены найти не удалось.
РАСТЕНИЯ, СОДЕРЖАЩИЕ ФИТОЭСТРОГЕНЫ
Лучше всего изучены фитоэстрогены, содержащиеся в сое. Однако среди растений есть и другие источники фитоэстрогенов.
Красный клевер. Содержит изофлавоноиды из группы изофлавонов (биоханин-А и формоно-нетин) и куместанов (куместрол). Красный клевер, как и соя, широко используется для предупреждения неприятных симптомов климактерического периода. Однако, в отличие от сои, клевер не является пищевым продуктом и относится к лекарственным растениям. Соответственно нет данных о его влиянии на организм человека при длительном и регулярном применении. Экспериментальных данных для обоснования использования экстракта красного клевера вместо настоящих эстрогенов в гормонозаместительной терапии также пока недостаточно.
Люцерна. Содержит фитоэстроген куместрол и небольшое количество формононетина. Люцерна, как и клевер, вызывает репродуктивные расстройства у овец. Эстрогенное действие экстракта люцерны на людей пока плохо изучено.
Лён. Семена льна содержат фитоэстрогены лигнаны, которые в кишечнике человека превращаются в энтеролактон и энтеродиол. По биологическому действию лигнаны схожи с изофлавонами.
Солодка. В корне солодки присутствует изофлавон глаб-ридин. Исследования, проведённые на культуре раковых клеток, показали, что действие глабридина зависит от его концентрации. В малой концентрации (10-9—10-6 М) глабридин стимулирует рост раковых клеток. В высокой концентрации (>15 мкМ) он, напротив, подавляет их рост.
Красный виноград. В красном вине обнаружен фитоэстроген ресвератрол (транс-3,5,4-три-гидроксистилбен). Ресвератрол обладает высокой антиоксидантной активностью.
Хмель. Этот важный ингредиент пива содержит фитоэстроген 8-пренилнарингенин. Его активность очень высока: у женщин, занятых уборкой и переработкой хмеля, нередки расстройства менструального цикла. В пиве содержание фитоэстрогенов достаточно низкое.