ЛИЦЕВАЯ СТОРОНА КУПЮРЫ
Памятник Ярославу Мудрому
В 1988 году было принято решение об установке в Ярославле памятника основателю города — ростовскому князю Ярославу Мудрому. Создание памятника Министерство культуры доверило известному скульптору Олегу Константиновичу Комову. Авторами архитектурной части проекта стали архитектор Нина Ивановна Комова и автор этих строк. Сложно было определить место для памятника, ещё сложнее — создать образ великого человека, государственного деятеля, единственного правителя Руси, прозванного Мудрым.
Скульптор подготовил несколько вариантов памятника. Один из них изображал легендарное событие — борьбу князя с медведем. Однако окончательный вариант посвящён не воину, а строителю городов, объединителю русских земель, создателю первого свода законов древнерусского права — «Русской правды». В одной руке Ярослав держит макет будущего города, в другой — опущенный меч, символизирующий миролюбивую политику князя. Памятник установлен на одной из центральных площадей Ярославля — Богоявленской.
На открытии памятника, состоявшемся 23 октября 1993 года, присутствовал первый президент России — Борис Николаевич Ельцин. Среди гостей была делегация Украины во главе с вице-премьером правительства Н. Г. Жулинским (нельзя забывать о том, что столицей русских земель являлся Киев и Ярослав Мудрый после княжения в Ростове и Новгороде Великом стал великим князем киевским). На открытие памятника пригласили и посла Франции в Российской Федерации Пьера Миреля. У Ярослава Мудрого с Францией были родственные связи: его дочь Анна, одна из образованнейших женщин того времени, стала женой французского короля Генриха I. На одном из барельефов, укреплённых на постаменте памятника, Ярослав изображён вместе с дочерью Анной.
1000-летие Ярославля будет праздновать вся Россия. Одним из важнейших событий ближайшего времени станет проведение в Ярославле в 2009 году Всероссийского государственного собрания — первого в России форума по вопросам развития государства. Государственное собрание, проводимое в городе, основанном князем Ярославом Мудрым, — дань уважения великому строителю русской государственности.
Часовня иконы Казанской Божией Матери
Созданное в Нижнем Новгороде небольшое ополчение Минина и Пожарского весной и летом 1612 года стояло в Ярославле, собирая силы для решительного сражения с польско-литовскими интервентами. Четыре месяца Ярославль был временной столицей России. 28 июля 1612 года ополчение вышло из ярославского Спасского монастыря и двинулось к Москве.
Осенью 1997 года, в 385-ю годовщину этого события и в дни празднования 850-летия Москвы, в центре Ярославля рядом со Спасским монастырём торжественно открыли часовню иконы Казанской божией матери. С этой иконой всенародное ополчение изгнало захватчиков с русской земли.
Строительству часовни предшествовал конкурс архитектурных проектов, на который представили свои работы как известные зодчие, так и молодые архитекторы. Победителем конкурса признан выпускник Ярославского государственного технического университета Григорий Дайнов. Часовня стала его первым осуществлённым проектом. Сегодня Григорий Дайнов — успешный архитектор, автор многих проектов, по которым возводятся здания на ярославской земле. В реализации проекта часовни приняли участие художники Валерий Разживин и Александр Молодцов. Ими созданы рельефные клейма на стенах и уникальный витраж из цветного стекла.
В ходе строительства часовни не утихали дискуссии о правомерности авторского подхода к созданию архитектурного образа традиционного сооружения. В газетах то и дело появлялись статьи, критикующие авторов и городские власти. Сегодня же часовня — один из объектов, наиболее посещаемых туристами. Да и ярославцы не обделяют её вниманием. А для молодожёнов стало традицией в день свадьбы фотографироваться возле часовни.
А. БОБОВИЧ, главный архитектор г. Ярославля.
ОБОРОТНАЯ СТОРОНА КУПЮРЫ
Один из красивейших храмов Руси
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи сооружён на берегу реки Которосль в слободе кожевников, прозванной Толчковской. Необходимую в кожевенном производстве дубильную краску получали толчением древесной коры, отсюда и пошло название слободы, бывшей в XVII веке городским предместьем.
Бурное строительство в Ярославле началось вскоре после опустошительного пожара 1658 года, уничтожившего 29 церквей, три монастыря и почти полторы тысячи гражданских построек.
Предтеченскую церковь сооружали «мирским строением», средства собирали не только среди жителей прихода, но и далеко за его пределами. Щедрые приношения, например, поступили из Казани. Строительство велось 16 лет, с 1671 по 1687 год. С разрешения царя Алексея Михайловича на казённых землях построили два кирпичных завода, где наряду с обычными кирпичами делали лекальные. Используя кирпичи разной конфигурации, строители создали на стенах храма удивительный орнамент из крупных и мелких деталей, а дополнительным украшением стен стали изразцовые вставки, сверкающие в солнечный день, словно драгоценные камни.
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи имеет два придела: один — во имя трёх святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, другой — в честь Казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия. Как правило, приделы сооружаются более низкими, чем основной храм. Здесь строители отступили от традиции и построили храм и приделы одинаковой высоты. Пятикупольный храм, дополненный двумя приделами, на каждом из которых пять глав, превратился в грандиозное 15-главое сооружение. Высота храма достигает 44 метров.
В ансамбль храма входит и шестиярусная колокольня.
Внешнему великолепию храма не уступает его внутреннее убранство. Над росписями трудились 16 мастеров под руководством потомственного иконописца Димитрия Григорьева Плеханова, ранее принимавшего участие в росписи Архангельского собора в Московском Кремле, и молодого иконописца Фёдора Игнатьева. Художники работали над росписями всего один год — с 5 июля 1694-го по 6 июля 1695 года. Судя по тематике картин, покрывающих стены храма, иконописцы были для своего времени образованными людьми, прекрасно знали богословскую литературу. Им удалось создать своеобразную энциклопедию евангельских и библейских сюжетов. В алтаре можно ознакомиться с одним из наиболее полных в восточнохристианском искусстве циклом «Толкование литургии», состоящем из 18 композиций.
На стенах храма фрески расположены в девять ярусов, из которых пять нижних занимает месяцеслов, изображающий последовательно по месяцам и дням святых и праздники. Далее идут сюжеты из жизни Иоанна Крестителя. А всего в храме более 500 картин, написанных на различные сюжеты. До революции храм пользовался вниманием как прихожан, так и высокопоставленных гостей, его нередко посещали члены императорской семьи. А после визита в 1894 году министра финансов С. Ю. Витте были отпущены средства на реставрацию. В результате — укрепили фундамент, промыли и отреставрировали фрески и иконы, позолотили купола. Вернули первозданную красоту — к сожалению, ненадолго. Храм постигла участь многих других церквей. Какое-то время он служил складом для зерна, в галерее хранились красители и кислоты, а в колокольне умудрились разместить кузницу.
Ярославский музей-заповедник, ставший хранителем уникального памятника ярославской школы зодчества, не может вернуть ему былую красоту без помощи государства и частных благотворителей. Сейчас, когда город готовится к своему 1000-летию, появилась надежда, что в судьбе этой жемчужины русской культуры наступят наконец счастливые времена.