Европейская образованность, распространявшаяся в России со времени Петра I, в царствование Александра Павловича обрела вполне зрелые формы. Однако его брат Николай уже в момент вступления на престол обнаружил, что вместе с просвещением в общество проникли идеи, несовместимые с самим строем российской жизни. Ему пришлось принимать меры, чтобы подогнать чужие одёжки к манекену самодержавия.
ЛИТЕРАТУРНАЯ ЖИЗНЬ АЛЕКСАНДРОВСКОЙ ЭПОХИ
К началу XIX века в столичном обществе скопилась литературная «критическая масса», взорвавшаяся сразу после гибели Павла I. По словам поэта А. Ф. Мерзлякова, «образовался, так сказать, дух публики. Сей дух, быстрый и благотворительный, произвёл весьма многие частные собрания литературные, в которых молодые люди, знакомством или дружеством соединённые, сочиняли, переводили, разбирали свои переводы и сочинения и таким образом совершенствовали себя на трудном пути словесности и вкуса. В Петербурге и Москве существовали таковые общества, живущие единственно удовольствиями, внутри самих себя заключёнными, одним словом, наслаждениями учёными»...