«Пётр и Павел час убавил». «Илья-пророк два уволок». Смысл пословиц прост: 12 июля, когда на Руси отмечается праздник апостолов Петра и Павла, Солнце должно проходить свой путь по небосклону от горизонта до горизонта на час быстрее, чем в самые долгие световые дни 21—24 июня. А 2 августа, в день святого Илии, срок пребывания светила на небосклоне обязан сократиться на 2 часа.
На самом деле это не так. Точнее — не совсем так.
На широте Москвы Пётр и Павел убавляют всего 26 минут. Илья-пророк отнимает у нас не 2 часа светлого времени, а только 1 час 34 минуты. В действительности световой день в столице сокращается на час лишь 24 июля, а на два — 8—9 августа. Двигаясь к югу, мы обнаружим, что чем ближе к экватору, тем разница между реальным сокращением светового дня и указанным в пословице, становится ещё значительней.
На широте Киева, столицы Древней Руси, где и рождалась история государства вместе с былинами, сказками, поговорками и пословицами, длительность светового дня 22 июня всего на 20 минут больше, чем 12 июля. А достигнув экватора, мы увидим, что русские пословицы там вообще неприменимы. Июнь или декабрь на календаре, а день от рассвета до заката на экваторе всё равно длится 12 часов. Ну и ночь, естественно, столько же, поскольку на неё остаётся ровно половина из 24 часов, составляющих земные сутки.
Но если отправиться в обратном направлении — к северу, мы увидим, что примерно на широте Архангельска (64—65° северной широты), совсем недалеко от Северного полярного круга, наши пословицы становятся справедливыми. Там действительно сокращение дня на час и на два совпадает с упомянутыми церковными праздниками. И это вызывает естественный вопрос: не здесь ли пословицы появились? Не поморам ли — потомкам древних русских, селившихся на берегах Белого моря с XII столетия, — принадлежит их авторство? Вряд ли когда-нибудь удастся установить это достоверно, но такое вполне возможно.
Приметы на Петров и Ильин день
На Петров день солнышко играет.
Как придёт Петро, так будет и тепло.
Пётр с колоском, Илья с колобком (круглым хлебцем из новой ржи).
На Илью лето до обеда, осень после обеда.
В Петровки сухо и день велик.
Илья-пророк — косьбе срок.
Придёт Илья, принесёт гнилья (дождей).
До Ильи и под кустом сушит, а после Ильи и на кусту не сохнет.
Илья зажинает (жнёт), лето кончает; первый сноп, первый осенний праздник.
С Ильина дня ночь длинна, а вода холодна.
До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается.