Чувствуя недомогание, мы хватаемся за градусник и, если оказывается, что столбик ртути поднялся выше красной отметки, достаём из домашней аптечки жаропонижающие: аспирин, парацетамол, анальгин, ибупрофен… Высокая температура бывает мучительна для больного, дело может дойти до судорог или других опасных проявлений. Но всегда ли надо сбивать температуру?
Ещё 2400 лет назад Гиппократ знал, что высокая температура помогает организму бороться с болезнью. Но во второй половине XIX века победила идея гомеостаза, выдвинутая выдающимся французским физиологом Клодом Бернаром. По его мысли, важнейшая функция организма — поддержание условий внутри него относительно стабильными. Какой показатель, поддающийся простому измерению (тогда как раз появились медицинские термометры современного типа), может свидетельствовать о болезни? Конечно, температура. А раз у больного она повышается, надо помочь организму поддержать гомеостаз.
Биологи знают, что повышение температуры при проникновении в организм болезнетворных агентов — очень древний механизм защиты. Он действует не только у млекопитающих, но и у птиц и даже у холоднокровных рептилий, амфибий и рыб. Иммунная система, чувствуя чужаков, начинает вырабатывать специальные белки — пирогены. Они действуют на гипоталамус — отдел мозга, регулирующий температуру тела. При повышенной температуре лучше работают защитные клетки, собирающиеся на месте инфекции.
Недавно английские микробиологи показали, что при повышении температуры до 40 градусов количество бактерий в крови больного падает на 90%. Давно известен способ борьбы с простудой — подышать горячим влажным воздухом из ингалятора или просто в бане. Риновирусы, вызывающие простуду, приспособлены к размножению в носоглотке, где температура не поднимается выше 35 градусов. Вдыхание в течение 20 минут воздуха температурой 45 градусов облегчает состояние при простуде, так как размножение вирусов тормозится. На подопытных животных доказано, что лечение жаропонижающими замедляет выздоровление от гриппа. Наблюдения над больными показали, что подавление температуры при ветрянке и малярии также затягивает болезнь.
Английские врачи рассмотрели более 400 случаев воспаления лёгких и обнаружили, что среди тех, кто попал в больницу с этим диагнозом и с температурой ниже 36 градусов, смертность за месяц составила почти треть. С повышенной температурой — только 8%, а среди тех, у кого температура дошла до 40 — 41 градуса, летальных исходов не было.
В 2005 году в одной из больниц Флориды провели опыт: больных тяжёлыми инфекционными недугами разделили на две группы и одной давали жаропонижающие, когда их температура превышала 38,5 градуса, а другой — только при 40 градусах. Когда стало ясно, что в первой группе смертность от инфекции значительно выше, эксперимент прервали по этическим соображениям и всем стали давать жаропонижающие только в крайнем случае.
Хотя многие врачи сейчас соглашаются, что мы часто злоупотребляем лекарствами, сбивающими температуру, они подчёркивают, что длительная высокая температура может повредить мозгу. Кроме того, при высокой температуре слишком активизируется обмен веществ, а это лишняя нагрузка на борющийся с болезнью организм.