Россия традиционно и во многом по праву гордится своим метро. Однако нынешнее состояние вагонного парка оставляет желать много лучшего. Треть его составляют вагоны старой серии "Е", ресурс которых практически выработан. В наиболее тяжелом положении оказались Москва и Санкт-Петербург.
Сейчас вагоностроители не могут успешно реализовывать продукцию без учета самых различных требований заказчика к конструкции вагона, а они зависят от величины пассажиропотока, от схемы и протяженности линии, от материальных возможностей транспортников.
Специалисты мытищинского ЗАО "Метровагонмаш" нашли решение проблемы, создав гибкое производство. Наиболее дорогие и сложные части: тяговый привод, системы управления и безопасности, тормозное оборудование - выбирают из стандартной номенклатуры; технические и физические характеристики подсистем, выполняющих одинаковые функции (кузов вагона, кабина машиниста, пульт управления), могут различаться в зависимости от требований заказчика; что же касается оборудования интерьера, сидений, элементов, обеспечивающих тот или иной уровень комфорта для пассажиров, то их разрабатывают под каждого конкретного заказчика.
Подобные принципы стали основой разработки вагонов серии "Яуза" и их облегченной модификации "Русич". Например, на базе вагонов "Яуза" удалось создать дизельный рельсовый автобус (см. "Наука и жизнь № 12, 1997 г.), который можно использовать на железных дорогах с малым пассажиропотоком. В частности, такие автобусы намереваются пустить по ветке Московской окружной дороги.