Исследования, проводившиеся Институтом социально-политических исследований РАН (ИСПИ РАН) в 2007, 2009 и 2011 годах, показали — российское общество не способно консолидироваться, что мешает ему эффективно развиваться. Об этом в своём докладе рассказал член-корреспондент РАН Владимир Шульц на заседании президиума РАН. Социальная разобщённость общества способствует сохранению его маргинальной структуры и даже «склонности к распаду». Речь идёт как об отчуждённости разных социальных групп населения, так и о разъединении регионов страны.
Естественно, социологи не просто констатировали этот удручающий факт, но и пытались выяснить, что может помочь нашему обществу консолидироваться и что может его разъединять. В частности, они провели исследование, как влияет религиозность населения на политическую консолидацию.
В начале 1980-х годов религиозность населения в РСФСР оценивали в 25%, сегодня 25% населения, напротив, относит себя к неверующим, то есть общество в целом стало более религиозным. При этом авторы исследования отмечают, что возрастной состав, уровень образования верующих и неверующих в сегодняшней России мало различаются.
Опросы, проведённые ИСПИ РАН среди трёх групп населения (неверующих, православных и мусульман), показали, что политические взгляды слабо связаны с отношением людей к религии. Правда, они различаются по степени критичности: наиболее лояльны к политическому устройству общества воцеркóвленные* (51%) и наименее — неверующие (40%). Эта же критичность у неверующих проявляется и в их доверии к действующим руководителям государства, при этом наибольшей поддержкой на момент опроса они пользовались у мусульман. В отношении высших органов власти все группы единодушно проявили недоверие. Но опять же наиболее критичными оказались неверующие. А к СМИ и армии вновь наиболее лояльно относятся мусульмане.
Любопытно, что при меньшей критичности верующие в большей степени готовы к защите своих интересов по сравнению с неверующими: среди воцерковленных таких было 73% опрошенных, среди неверующих — 65%. Причём именно воцерковленная группа наиболее готова к «жёстким» способам защиты своих интересов: подписывать воззвания, участвовать в митингах, забастовках, идти на баррикады.
Наибольшие расхождения в позициях разных типологических групп проявились в вопросе, с кем они ощущают общность (себя идентифицируют). Неверующие и православные идентифицируют себя преимущественно с людьми, близкими им по духу. На втором месте по ощущению общности для них оказались люди своего поколения, на третьем — представители их профессии, рода занятий. Исследователи обратили внимание, что главные критерии идентичности в этой группе не связаны с отношением опрошенных к религии.
У мусульман приоритетными оказались иные основания идентичности: согражданство, национальная и языковая общность. Больше предпочтений в этом вопросе они отдали и вероисповеданию, и политическим взглядам.
Авторы исследования отметили, что никакая из типологических групп не выбрала в качестве основания идентичности материальный достаток. По мнению социологов, это связано с тем, что люди, выросшие в СССР, не привыкли относить себя к «низшему» или «высшему» классу.
Обобщая результаты проведённых исследований, учёные делают вывод, что как разное отношение к религии в нашей стране, так и конфессиональная принадлежность не являются препятствием к политической консолидации общества, то есть не религия разъединяет людей.
Комментарии к статье
*Воцеркóвленные — наименование православных, не просто крещённых в православной церкви, но и соблюдающих обрядовую сторону религии. Термин «воцеркóвленные» может применяться к любой христианской конфессии.