После того как Великий немой в конце 1920-х годов заговорил и запел в кинотеатр ах, понадобилось еще полвека и множество других открытий и изобретений, чтобы были созданы условия для демонстрации музыкальных фильмов в домашней обстановке. В конце 1970-х годов в широкой продаже появились японские кассетные видеомагнитофоны.
В начале 1980-х годов многие фирмы не только в Японии, но и в Америке и Европе начали выпускать видеомагнитофоны со стереозвуком. В современных видеомагнитофонах реализован принцип Hi-Fi (хай-фай), означающий воспроизведение звука с высокой верностью. Шильдики с аббревиатурой "Hi-Fi" стали помещать на передней панели всех аппаратов, передающих с видеокассеты зафиксирован ные на ней объемные звуковые образы. И действительно, качество работы видеомагнитофонов отвечало весьма высоким требованиям. Любители музыки для записей долгоиграющих музыкальных программ начали даже применять взамен аудиокассет обладающие большей емкостью видеокассеты.
Сразу же после появления видеомагнитофонов в домашнем пользовании любители и знатоки музыки смогли смотреть и слушать видеоклипы - новую для того времени форму подачи популярного вокального жанра.
В конце 1970-х - начале 1980-х годов многие коллекционеры граммпластинок кроме проигрывателей виниловых дисков располагали достаточно мощными и качественными отдельными усилителями с выносными звуковыми колонками. Для воспроизведения видеоклипов на телевизионном экране и качественного их звукового сопровождения достаточно было подключить к соответствующим выходам видеомагнитофона телевизор и усилитель. И получался домашний музыкальный театр (ДМТ). Поскольку разработанные к тому времени качественные акустические колонки предназначались в основном для воспроизведения музыкальных композиций, они имели широкую переднюю панель и диаграмму направленности, обеспечивающую больше прямого излучения звуковых волн в сторону слушателя.
Такие конструкции излучателей в свою очередь способствовали распознаванию в пространстве принятого местоположения звуковых образов, громкой и чистой передаче звучания, то есть формированию пространственного акустического поля, отвечающего замыслам звукорежиссера исходного художественного произведения.
Вместе с видеоклипами в обращении появились и видеокассеты VHS с полными записями концертов исполнителей популярной музыки, а также произведений инструментальной и вокальной классики.
Однако аппаратура на базе видеомагнитофона имела все же крен в сторону кино. Разработчики акустики для аппаратуры воспроизведения кинофильмов в домашних условиях сочли необходимым копировать методические приемы создания окружающего звукового поля, свойственные большим кинотеатрам. Выяснилось, что звуковых колонок требуется больше, чем для двухканальной стереофонии. Кроме того, в домашнем кинотеатре (ДКТ), как и вообще в кино, зрителям очень нравятся акустические эффекты, особенно с использованием низких частот. Поэтому общую группу колонок дополнили сабвуфером. Попутно следует напомнить, что именно слуховым эффектам уделялось первоочередное внимание и при создании первых произведений эры звукового кино (см. "Наука и жизнь" № 8, 2005 г.).
Нелишне пояснить, что современные кинофильмы характеризуются частой сменой планов, быстрыми перемещениями персонажей по экрану, и звукорежиссеру с большим трудом удается обеспечить передачу всех режиссерских замыслов в сочетании диалогов, музыки и шумов. Разработчики акустических систем для бытовой техники приняли решение пойти по пути энтропии - создания меньшей определенности в окружающем зрителя звуковом поле ДКТ. Изменения коснулись в основном электродинамических громкоговорящих устройств. Звуковые колонки уменьшились по ширине. Для обеспечения необходимого уровня громкости в низкочастотном поддиапазоне в них стали устанавливать две, три и более соответствующих динамических головок меньшего, чем ранее, диаметра. В большинстве серийно выпускаемых ящичных конструкций получил распространение встроенный фазоинвертор (см. "Наука и жизнь" № 9, 2005 г.).
В декабре нынешнего года исполняется 10 лет началу проекта DVD. Благодаря его успешному осуществлению качество воспроизводимой с носителя "картинки" стало не хуже изображения, передаваемого телецентрами. Улучшилось и звуковое сопровождение. Вместе с тем внедрение в DVD-записи метода распределения звука по пяти каналам (Dolby Digital 5.1) привело к увеличению числа звуковых колонок (ЗК).
В этих условиях инженеры предложили концепцию так называемого кинотеатра из одной коробки (размещения всего комплекта аппаратуры в одной упаковке), которая предусматривала применение сверхузких звуковых излучателей. Геометрические изменения в акустике ДКТ позволяли получать широкую, почти круговую диаграмму направленности ЗК, в достаточной мере способствующую энтропии (неопределенности) окружающего звукового поля при просмотре кинофильмов.
Ярким примером современной радиоаппаратуры служат комплекты японской фирмы JVC. В модели QP-F70 применены "колонновидные" громкоговорители, активный сабвуфер, цифровой усилитель мощностью 100 Вт по каждому из шести каналов, совмещенный с ним AM/FM-ресивер и DVD-RAM/RW/R-плеер/видеорекордер. Благодаря небольшому поперечному сечению электродинамической головки и соответственно расширенной полосе частот дифракции (см. "Наука и жизнь" № 3, 2005 г.) диаграмма направленности получается практически круговой на частотах до 10 кГц. Дифракция, хотя и несколько ослабленная, проявляет себя и на более высоких частотах. В модельном ряду JVC примечательными являются схожие по акустике комплекты (QP-90) с дополнительным устройством записи на базе жесткого магнитного диска и без функции записи, но с универсальным слотом Multi-Card для считывания медиаинформации с электронных карт памяти (QP-F20). В этих моделях прямостоящие колонки устанавливают на полу, вблизи или на некотором расстоянии от стен. Предусмотрена конструктивная возможность отсоединять их от стоек и развешивать на стенах для расширения звукового пространства и нейтрализации отражений.
В последнее время новое поколение, которое любит всё "мобильно-портативное", высоко оценило музыкальные центры, оснащенные DVD-проигрывателями. Потребителю (особенно молодежи) импонируют конструктивно единые, с футуристическим дизайном, функционально насыщенные комбайны, которые легко переносить и которые могут работать от батареек или аккумуляторов. Вместе с тем при эксплуатации музыкальных центров пользователям не приходится заботиться о согласованиях и соединениях составных частей.
Следует отметить, что разработчики оборудования для домашнего досуга всегда старались наряду со стационарными аппаратами предлагать портативные средства аналогичного назначения. Это было характерно для граммофонов, радиоприемников, магнитофонов, телевизоров и др. После начала массового производства виниловых грампластинок вскоре появились портативные радиолы. Позже их стали именовать музыкальными центрами (МЦ). До недавнего времени универсальный МЦ оснащался проигрывателем компакт-дисков, радиоприемником AM/FM, одно- или двухкассетной магнитофонной декой, мощным усилителем и отстегивающимися колонками. Встроенный DVD-плеер превращает МЦ в основу домашнего электронного театра. Впервые о таком новейшем средстве досуга журнал информировал читателей более года назад (см. "Наука и жизнь" № 5, 2004 г.).
На протяжении почти 100 лет у любителей медиаразвлечений имело место "разделение труда" - фильмы предпочитали смотреть в кинотеатрах, а музыку больше слушали дома. 25 лет назад кино пришло в дома и квартиры. Ныне большая часть киноманов предпочитает смотреть фильмы, записанные на видеокассеты или DVD. Голливудские киностудии зарабатывают уже не столько на кинопрокате, сколько на продаже видеоносителей. В 2004 году выручка от продаж кассет и DVD составила 66% общего оборота (84 млрд долларов). А вот любители популярной музыки, напротив, "вышли" из жилых помещений, предпочитая слушать ее "на ходу": на улице, в метро и т.д. с помощью портативных аудиоплееров. Тем не менее осталось еще много любителей высококачественного звука, который можно обеспечить лишь в домашних условиях. Современные видеоносители предоставляют возможность при этом видеть исполнителей на телевизионном экране. Качество звукового сопровождения композиций не отличается от того, которое обеспечивает, например, компакт-диск. В США налажен выпуск DVD-Video (в системе цветного телевидения NTSC) со стереофоническим (двухканальным) и с многоканальным (Dolby Digital 5.1) вариантами звукового сопровождения. Желающие только слушать музыку изображение могут отключать.
Большинство производителей акустики сейчас серийно выпускают звуковые колонки для ДКТ, которые пригодны и для ДМТ, если не предъявлять высоких требований к качеству воспроизведения. Нелишне сообщить читателям, что многие музыканты-профессионалы спокойно слушают оперы и симфонии на заурядной аппаратуре со слабой акустикой. Во главу угла они ставят точное соответствие исполнения авторскому замыслу, профессионализм исполнителя, особенности его игры. Все это одинаково передается как дорогостоящей техникой, так и аппаратурой невысокого уровня.
Более качественное звучание можно получить, используя сохранившиеся с прошлых лет большие широкие звуковые колонки с дифракцией, не выходящей за пределы 800-1500 Гц (см. "Наука и жизнь" № 3, 2005 г.). Очень хороши как для классической, так и для популярной музыки и современные малогабаритные двухполосные, так называемые полочные, звуковые колонки без фазоинверто ра в сочетании с сабвуфером (также без фазоинвертора). Попутно следует отметить, что акустика музыкального центра (хотя бы по названию) в большей мере предназначена для воспроизведения музыки, чем аппаратура ДКТ.
По статистике, театры и концертные залы посещает ныне только 3-5% любителей музыки. Действительно, в хорошо настроенном домашнем музыкальном театре качество воспроизведения музыкального звукоряда бывает выше, чем в ином концертном зале. Кроме того, можно не тратить время на приобретение билетов, поездку на концерт, не надо ждать появления желанного произведения в репертуаре и т.д. Домашний музыкальный театр открыт в любое удобное время, а посетителям в нем выделают самые удобные места. Ассортимент записанных для ДКТ произведений искусства, например оперной классики, превосходит возможности любого театра мира.