Как считают некоторые исследователи, названия рек вятского края перенесены из новгородских и псковских земель в процессе колонизации. И действительно, в этих областях насчитывается восемь рек и ручей с названиями «Великая» и «Великуша». Но ни одна из рек не может быть названа «Великой» по гидрологическим характеристикам. Лишь две самые крупные из них причислены к средним по величине, а остальные относятся к малым.
В то же время восемь из девяти «Великих» рек находятся на водоразделах. Здесь заканчивался водный путь, и далее суда тащили волоком. В письменных источниках есть упоминания по крайней мере о пяти таких водно-волоковых путях.
Чтобы определить происхождение названия «Великая», стоит обратиться к древней истории Северо-Запада современной России. Здесь издавна проживали племена балтов и финнов, а славянское племя кривичей появилось лишь в VI веке н. э. Возможно, произошло взаимозаимствование языков местного и пришлого населения, тем более что кривичи говорили на праславянском языке, родственном балтским наречиям.
Например, праславянское слово «волочь» в балтских языках имеет форму «velko», родственное литовскому «vilkti» и такому же латышскому слову в аналогичном значении. Древнерусское же слово «великий» имеет аналоги в чешском (velky) и польском (wielki) языках.
Логично предположить, что первоначальное название реки в нынешней Псковской области было «Velka» в значении «волоковая». Но по мере становления Русского государства псковские земли теряют связь с балтским регионом и становятся пограничными. В этих условиях главным в мотивировке названия становится уже не функция (волок), а принадлежность к державе. Река из Волоковой становится Великой, охраняющей русскую границу.
Итак, парадокс «Великих» рек в Предуралье может быть объяснен, с одной стороны, колонизацией этих регионов, проходившей со стороны псковской и новгородской земель, и перенесением сюда привычных названий и, с другой стороны, более ранней трансформацией названия псковской реки Волоковой, превратившейся в Великую.