(Окончание. Начало см. «Наука и жизнь» № 1, 2013 г.)
Бенджамин Франклин в одной из ранних статей нарисовал довольно удручающую картину американского образования. Вход в Храм Науки, по его мнению, охраняет Бедность, не пропускающая тех, за кого не ходатайствует Богатство. В самом Храме на престоле восседает Учёность, но большинство её служителей «довольствуются тем, что сидят возле ног Учёности с Мадам Бездельем и её прислужницей Невежеством».
Статья II. В поисках предназначения
Бостонцы
Североамериканские джентльмены раньше британских осознали, какую угрозу общественной стабильности несёт неграмотная беднота. В Новой Англии (северо-восточные штаты — Коннектикут, Мэн, Массачусетс, Нью-Хэмпшир, Род-Айленд и Вермонт) начальную школу было обязано содержать каждое поселение. В Нью-Джерси и Пенсильвании к XVIII веку возникли заведения типа техникумов, где день поровну делился между учёбой и работой в мастерских, а учебные программы включали счетоводство, ведение деловой документации и т.п. Женских школ было мало. Юные леди обычно обучались дома или у знакомых — в компании братьев и сверстниц. И тем не менее к 1750 году читать и писать в Новой Англии могли 90% женщин и практически все мужчины...