Антарктический альянс объявил о начале всемирной кампании по сохранению биоразнообразия Антарктики.
Моря, омывающие Антарктиду и называемые Южным океаном, — единственные на нашей планете акватории, которых деятельность человека коснулась пока не очень значительно. Антарктическая акватория — среда обитания почти десяти тысяч уникальных видов животных и птиц, многие из которых не встречаются больше нигде на планете. Но сегодня воды Антарктики находятся под угрозой. Интенсивный лов рыбы, загрязнение окружающей среды, промышленное освоение и глобальное потепление климата уже привели к снижению количества пищи для китов, тюленей и птиц, населяющих Антарктику. По мнению учёных, рост кислотности вод Антарктики из-за увеличения концентрации углекислого газа — одна из главных причин снижения биомассы и скорости воспроизводства криля — основной пищи пингвинов и других животных.
Между тем пингвины — индикатор общего состояния экологических систем Антарктиды, и этих нелетающих птиц становится всё меньше. Их численность с 1975 года сократилась примерно на 80%. Некоторые популяции пингвинов Адели уменьшились в шесть раз.
Проблемами пингвинов озабочена Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики (АНТКОМ), в которую входят 25 стран, включая Россию. Как рассказал на семинаре в Государственном Дарвиновском музее руководитель Комиссии Стив Кэмпбелл, вопросы, касающиеся экологии Антарк-тики, будут рассмотрены на внеочередном собрании АНТКОМа в июле этого года в немецком Бремерхафене. Речь идёт об охране моря Росса (предложение США и Новой Зеландии) и защите Восточной Антарктики (инициатива Европейского Союза и Австралии), которые остаются одними из последних нетронутых, «здоровых» областей Мирового океана. Эти два района — дом для 43% мировой популяции императорских пингвинов и 65% пингвинов Адели. Не исключено, что море Росса и Восточная Антарктика получат статус заповедных зон, которые станут залогом сохранения и воспроизводства животного мира Антарктики в естественных условиях. Например, в Восточной Антарктике на территории 1,6 млн км2 запретят любой промысел. Планируется выделить так называемую зону научного лова, то есть лова исключительно для проведения научных исследований (подобно тому, как Японии забой китов был разрешён лишь в научных целях).
Процессы, которые происходят в Антарктике, поняты не до конца. Это связано с удалённостью региона и соответственно со сложностью проведения научных исследований. Но в числе прочих негативных явлений — сокращение ледяного покрова, что лишает представителей местной фауны привычных мест обитания, как это происходит и в Арктике.
В начале мая Совет по морским млекопитающим России сообщил о завершении ежегодного весеннего обследования участков арктического побережья страны — от мыса Дежнёва на востоке до устья реки Индигирка на западе, — основной задачей которого стали наблюдения за жизнью белых медведей. Эти животные, чья жизнь тесно связана с морским льдом, среди арктических млекопитающих больше всех страдают из-за потепления климата. Летом 2012 года отмечено рекордное сокращение ледяного покрова Северного Ледовитого океана. Во время весенних исследований особое внимание уделили поиску следов самок с медвежатами. Обнаружение следов семейных групп даёт возможность определить районы, где утраиваются родовые берлоги. Сами берлоги с медвежатами обнаружить довольно сложно, тем не менее одна из них была замечена, что учёные считают важным результатом. В настоящее время информация, полученная от различных поисковых групп, в которые вошли не только учёные, но и инспекторы охраны природы и добровольцы, обрабатывается, её результаты ожидают к сентябрю.
Отметим, что на сайте Антарктического альянса собирают подписи граждан в защиту Антарктики. Все желающие могут внести в это благое дело свою лепту. Подписи поступят в АНТКОМ, и это, несомненно, повлияет на положительное решение по созданию заповедных зон в море Росса и в Восточной Антарктике.