№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Талант и «критические точки» генотипа

Владимир Губа, профессор Смоленского государственного университета.

Творчески одарённых детей пока отбирают на основе экспертных оценок. На фото: детская художественная студия в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Фото Игоря Константинова.

Музыкальный или художественный талант у детей, равно как и способности к занятиям спортом, весьма успешно выявляют педагоги и тренеры. Тем не менее могут быть и ошибки: отдали ребёнка, например, в секцию волейбола, а ему по его данным лучше заниматься не игровыми видами спорта, а лёгкой атлетикой. Однако «на глазок» это не всегда можно сразу разглядеть. Поэтому специалисты ищут объективные, надёжные индикаторы одарённости детей в том или ином виде деятельности, в котором они могли бы добиться наибольшего успеха. Неудивительно, что с развитием молекулярно-генетических методов исследования подобные индикаторы стали искать в генетическом аппарате юных художников, музыкантов и спортсменов.

Сотрудники ВНИИ физической культуры и спорта и Московского государственного областного университета совместно со Смоленским институтом физической культуры и Смоленским государственным университетом занялись выявлением генетических особенностей у детей, занимающихся игровыми видами спорта (обладающими скоростно-силовыми способностями), музыкой и художественным творчеством.

Генетический анализ юных спортсменов (возраст испытуемых 10—12 лет) провели в Институте генетики и цитологии НАН Республики Беларусь. Исследователи сравнивали у испытуемых «критические точки» генотипа и обнаружили некоторые закономерности. Среди юниоров превалировали носители генов (С-аллели* гена PRAR), определяющих повышенную способность к утилизации глюкозы в печени и мышечных волокнах, а также высокую устойчивость к гипоксии — нехватке кислорода. К повышенной утилизации глюкозы в организме приводят любые нагрузки, в том числе и психо-эмоциональные. Поэтому выявленные возможности у детей, занимающихся спортом, тренеры и биологи сочли весьма важными.

У юных музыкантов и художников чаще встречается аллель G, ответственная за высокие аэробные способности (то есть склонность к длительному выполнению работы без снижения её интенсивности) и склонность к повышенной утилизации жирных кислот. Эти качества — необходимые предпосылки к формированию физической и психологической выносливости, и подобные способности нужны всем музыкантам, но особенно — играющим на духовых инструментах.

У 60% художественно одарённых детей, участвовавших в исследованиях, выявлены относительно низкая предрасположенность к депрессии, высокая психологическая устойчивость, на что указывает обнаруженная у них аллель L гена 5HTT. (А ещё говорят, что творческие люди склонны к ипохондрии!)

У всех категорий испытуемых отмечены и другие генетические особенности, которые предопределяют возможность гармоничного развития талантов, — умеренная физическая агрессивность и повышенные познавательные (когнитивные) способности у творчески одарённых детей и, напротив, высокая физическая агрессивность, а также стрессоустойчивость — у спортсменов. Впрочем, следует признать, что подобные качества требуются любой гармонично развивающейся личности.

Какой же вывод можно сделать из этих работ? Чёткие закономерности в особенностях генетического аппарата выявлены у юных спортсменов. Что же касается детей, занимающихся музыкой и рисованием, то здесь оказалось всё сложнее: пока наука затрудняется дать ясные критерии таланта и одарённости в творческих видах деятельности, и требуются новые исследования.

Получится ли вообще медико-биологическими тестами и анализом ДНК измерить музыкальную или художественную одарённость ребёнка? Пока определённо можно сказать, что подобный способ оценки таланта вполне приложим к занятиям спортом.

Комментарии к статье

*Варианты одного гена, возникающие в результате изменений (мутаций), получили название «аллели».

Другие статьи из рубрики «Вести из институтов, лабораторий, экспедиций»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее