№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Эстафета огня и надежд

Специальный корреспондент журнала «Наука и жизнь» Г. Хатаевич

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

10 июня 1980 года, ровно за месяц до официального открытия, над миром вспыхнет огонь XXII Олимпийских игр. Произойдет это в древнем греческом городе Олимпия. Здесь, на северо-западе Пелопоннеса, в это время никогда не бывает дождей, а солнце необыкновенно щедрое. И главная жрица храма Геры (эту роль в Олимпийском спектакле исполняет актриса Мария Москолиу), подойдя к большому вогнутому зеркалу, зажжет от солнечных лучей факел, и «вспыхнет чистое и яркое пламя». В глиняном сосуде оно будет перенесено на древний Олимпийский стадион и установлено на алтаре Зевса. И уже здесь от Олимпийского огня жрица зажжет факел Игр XXII Олимпиады и дублирующие его лампы запасного огня.

Церемония эта стала традиционной после соответствующего решения Международного Олимпийского комитета, принятого в Афинах в 1934 году. А то, как будет огонь доставлен в столицу очередной Олимпиады, должны решать ее устроители. Оргкомитет «Олимпиады-80» принял решение отказаться от лазеров и спутников, которые использовали организаторы предшествующих Игр. Священный огонь в Москву доставят люди. Ровно месяц и 4992 километра пути отделяют торжество в Олимпии от того мига, когда вспыхнет он в чаше главного Олимпийского стадиона в Лужниках. По дорогам Греции, Болгарии, Румынии и СССР огонь пронесут около 5 тысяч атлетов.

 Однако если погоду на 19 июня в Олимпии можно предсказать с достаточной степенью вероятности, то предвидеть все неожиданности на пути Олимпийского огня в течение месяца невозможно. Поэтому факел должен достаточно надежно противостоять не только дождю и ветру, но и любым другим преградам на его пути.


 Его создали в Ленинграде. Три авторских свидетельства — на изобретение факела Олимпийского огня, на промышленный образец факела Олимпийского огня (внешний вид с техникой) и на промышленный образец лампы Олимпийского огня — были выданы в начале этого года в Комитете по изобретениям н открытиям СССР группе ленинградских инженеров, руководимых начальником перспективной бригады одного из опытно-машиностроительных предприятий города Борисом Тучиным. Эта группа за 22 дня придумала, разработала н собрала факел и лампу Олимпийского огня. Последняя служит хранилищем огня: если по какой-либо причине факел погаснет, вновь он может быть зажжен только от лампы. В таких же лампах после торжественной церемонии открытия в Москве огонь на поездах отправится в Ленинград, Киев и Минск, где состоятся матчи олимпийского футбольного турнира, и в Таллин, на парусную регату.

Рассказывает Борис Тучин:
«Факел был создан, можно сказать, на общественных началах. Во-первых, все участники бригады — добровольцы. Владимир Гайдо, Яков Пинскер, Валентин Любман, Евгений Сур, Эдуард Литвиненко, Николай Секретарев, Валентин Бабкин, Иван Вяйзинен и художник Борис Рогачев сами изъявили желание участвовать в этой работе. Во-вторых, факелом занимались, не оставляя своей основной деятельности, по выходным, да оставаясь на три-четыре часа по окончании рабочего дня. Срок был поставлен жесткий — не более полутора месяцев. Надо сказать, что поначалу у нас был соперник — одно из предприятий Подмосковья получило такое же задание. Впрочем, узнав, как далеко мы опередили их, наши конкуренты вскоре сложили оружие.

 Техническое задание Оргкомитета содержало следующие требования к факелу. Время горения не меньше десяти минут. Факел должен быть легким, красивым, оригинальным, внешне выгодно отличаться от своих предшественников.

 Поначалу попробовали не «изобретать велосипед» и стали выяснять, как были устроены факелы других Олимпиад. Однако единственное, что удалось отыскать в ленинградских библиотеках,— это таблица, на которой нарисованы все факелы предшествовавших Игр, и статью, в которой упоминалось, что факел Мюнхенской Олимпиады был газовым. Одно из побочных производств нашего предприятия — газовые зажигалки. Так для работы была найдена отправная точка, ну а дальше пришлось все же изобретать».

В факеле, как и в зажигалке,. два основных элемента — горелка и газовый баллон. Первая проблема — в их соединении. Дело в том, что в обычной зажигалке сжиженный газ, переходящий в газовую фазу при низкой, но вполне определенной температуре, подается в горелку самое большое 30 секунд. Затем пламя гаснет, ибо топливо охлаждается и «замерзает». (Этого времени более чем достаточно, чтобы зажечь сигарету.) Олимпийский факел должен гореть не меньше десяти минут — столько времени его несет каждый факелоносец. Решить эту проблему удалось путем специальной трубки, которая забирает жидкий газ со дна баллона, и уже внутри нее он переходит в газовую фазу. Таким образом, не происходит охлаждения на поверхности жидкой фазы. Специально разработанная испарительно- перегревательная камера делает пламя стабильным, повышает устойчивость горения.

 Сейчас трудно перечислять все находки и открытия конструкторов, позади все драматические эпизоды, связанные с созданием факела. Нетрудно представить, например, волнение авторов, когда утром в день приема его авторитетной комиссией факел вдруг перестал гореть. Оказалось, баллон заправили газом не той концентрации. К счастью, это обнаружили достаточно быстро, и на испытании факел отлично горел 12 минут. Комиссия единогласно решила, что с поставленным заданием ленинградцы справились.

После того, как факел прошел функциональную проверку, его оценивали дизайнеры. На внешнее оформление факела объявляли конкурс среди студентов Московского архитектурного института, привлекали и художников Ленинградского художественно-промышленного училища им. В. Мухиной. В студенческих работах были удачные находки, но воспользоваться ими не удалось, так как они не могли учесть конструктивные особенности «начинки» факела. Поэтому и здесь конструкторам пришлось потрудиться самим, правда, в их группе был художник.

 В итоге внешний облик факела отвечал требованиям технического задания: усеченный конус высотой 565 мм, окрашенный эмалью светло-серого цвета с серебристым оттенком, с надписью красными буквами «Москва— Олимпиада 1980» был красив и не повторял форм своих предшественников.

Вслед за первым экзаменом факелу предстояло еще множество самых разных испытаний: на взрывоопасность и транспортабельность, на прочность и выносливость. Ему должны быть не страшны ураганные ветры со скоростью 25 м/сек и тропические ливни с выпадением осадков 200 мм/мин. (Для сравнения: интенсивность самого сильного ленинградского дождя — 3 мм/мин.)

Факелоносец также предъявлял к факелу определенные требования. Эта громадная зажигалка не должна была нагреваться. Во время испытаний первой модели (она весила 930 граммов) выяснилось, что рука вполне тренированного человека устает примерно через 400 метров бега, а нести факел каждому из факелоносцев около километра. Конечно, можно было вспомнить, что факел Мюнхенской Олимпиады весил 975 граммов, и успокоиться. Однако ленинградцы и здесь сделали все возможное. Вместо стального баллона поставили капроновый, точеные детали заменили штамповкой. Факел стал весить 700 граммов. Многочисленные опыты дали оптимальный состав горючей смеси: 20 процентов пропана и 80 процентов бутана особой очистки. Небольшие добавки других веществ улучшали окраску пламени. В итоге принципиальная схема работы готового факела выглядела так (см. 6—7 стр. цветной вкладки).

Для испытаний было сделано шесть факелов, а всего их должно быть шесть тысяч двести. Каждый участник эстафеты Олимпийского огня пробежит в среднем километр, после чего факел остается ему на память. А тот, самый последний, от которого загорится пламя в чаше Лужниковского стадиона, будет храниться в Музее спорта. Итак, около 5 тысяч факелов отметят километровые вехи на пути эстафеты, и примерно тысяча их сделана про запас.

 Когда в конце прошлого года я встретилась с Борисом Тучиным, началось серийное производство факелов. Мой собеседник был озабочен тем, что сконструировать и изготовить опытный образец оказалось куда проще, нежели наладить выпуск серии. «Мы, конструкторы,— рассказывал Тучин,— сейчас превратились и в контролеров, и в снабженцев, и в технологов. В производстве занято семь ленинградских предприятий, а нам, отвечающим за конечный продукт, необходимо координировать их работу. Чтобы избежать малейших неточностей и недоработок, каждый факел проходит комплексную проверку».

Конструкторы будут сопровождать свое детище и на всем протяжении эстафеты. В группе сопровождения Олимпийского огня им отведены специальные машины, где каждый факел «перед выходом на старт» будет проходить последнюю проверку. Ленинградским факелам предстоит самая длинная Олимпийская дистанция — 4992 километра, и сделано, пожалуй, все, чтобы они не сошли с нее, выдержали все испытания с честью. Год назад ленинградский факел уже зажег огонь VII летней Спартакиады народов СССР.


 Прежде чем вспыхнуть в Олимпийской чаше Лужников, Олимпийский огонь пройдет большой путь. По дороге в Москву огонь пересечет государственные границы Греции, Болгарии и Румынии, о чем было принято в мае 1978 года соответствующее решение МОКа. Международные гарантии закреплены соглашениями между Оргкомитетом «Олимпиада-80» и Национальными олимпийскими Комитетами Болгарии и Румынии, а также Меморандумом о сотрудничестве в проведении и подготовке эстафеты Олимпийского огня — с Национальным Комитетом Греции.

Определена и процедура эстафеты Олимпийского огня. При следовании через многие населенные пункты факелоносца будет сопровождать эскорт из 22 бегунов. На всем же пути за ним следует колонна автомобилей, в которой находятся организаторы 40 эстафеты, конструкторы факела, врачи и все те, кто обеспечивает сохранность и беспрепятственное прохождение Олимпийского огня по дорогам континента. Кстати, большинство автомобилей колонны специально разработаны и изготовлены официальным поставщиком Олимпиады — заводом РАФ. В Греции и в Болгарии в это время года очень жарко, а скорость движения колонны небольшая— 12—15 км в час. Чтобы избежать неизбежного в таких случаях перегрева двигателя, рижские конструкторы разработали специальную систему его охлаждения. Кроме того, в каждом автомобиле салон оборудован в соответствии с отведенной ему в колонне ролью.


 Маршруты по территориям Греции, Болгарии и Румынии разрабатывали Национальные олимпийские Комитеты этих стран. 1170 километров — длина греческого этапа, он пройдет через Олимпию, Афины, Дельфы, Ларису, Верию, Сере, Промахон. Дорога эта нелегкая: один за другим следуют горные перевалы, крутые спуски в долины сменяются столь же крутыми подъемами, то и дело встречаются надписи: «Внимание, камнепад».

Путь длиною 935 километров предстоит пройти эстафете по дорогам Болгарии, ее будут встречать жители Софии, Пловдива, Шипки и Плевена. 593 километра — длина румынского этапа, он проложен через Бухарест, Плоешти, Фокштанны, Яссы. И на семнадцатый день своего путешествия, 5 июля 1980 года, огонь Олимпиады-80 пересечет границу Советского Союза в районе поселка Леушены Молдавской ССР. Впереди 2294 километра через Кишинев, Бельцы, Единцы и другие города Молдавии. Затем эстафета вступит на землю Украины и пройдет через Черновцы, Винницу, Житомир, Киев, Полтаву, Харьков. В Российской Федерации ее путь лежит через Белгород, Орел, Курск, Тулу, города Подмосковья— Чехов, Подольск. На 2240-м километре эстафету примут москвичи.

На территории СССР все готово к прохождению Олимпийского огня. Отобраны факелоносцы и члены почетного эскорта. Право нести и сопровождать факел Олимпиады предоставлено передовикам производства, лучшим спортсменам, победителям соревнований комплекса ГТО, профсоюзнокомсомольских кроссов, Всесоюзных детских Игр «Старты надежд». Предполагается, что в эстафете примут участие все советские олимпийские чемпионы, призеры мировых и европейских первенств. Официальный поставщик Олимпиады-80 японская фирма «Мизуна» приготовила форму для участников эстафеты и почетных факелоносцев.

 Эстафета Олимпийского огня — это грандиозное мероприятие, которое будет способствовать пропаганде идей олимпизма, развитию спорта. В десятках городов и крупных поселков страны посланцев Олимпиады ожидают торжественные встречи. Участники эстафеты отдадут на своем пути дань памяти воинам, погибшим, защищая родную землю. Бегун-факелоносец преклонит колено у мемориала «Курская дуга» и многих других монументов воинской славы.

 Протяженность Московского этапа эстафеты чуть длиннее классической марафонской дистанции. Но по времени он займет целые сутки. Первая встреча огня у въезда в Москву со стороны развязки Минского и Можайского шоссе, затем символический проход через Триумфальную арку на Кутузовском проспекте, торжественная церемония на площади 50-летия Октября, где будут представители МОК, Международных спортивных федераций и администрации Москвы. Рассказ о путешествии Олимпийского факела по улицам и площадям столицы будет первым крупным выходом советского телевидения в Олимпийский эфир.

 После тяжелой дороги длиною в месяц и накануне самой ответственной минуты Олимпийскому огню предстоит отдых. Ночь перед открытием Игр он проведет в здании Моссовета. На следующий день мы увидим бегуна-факелоносца на улице Горького, затем его ждут проспект Маркса, Волхонка, Метростроевская, Комсомольский проспект... И, наконец, Лужники.

На громадном табло Большой спортивной арены возникнет фигура человека с факелом, ему салютуют флаги стран—участниц Игр, рукоплещет переполненный стадион. У подножия Восточной трибуны начинается марш наверх. Именно там, за самым последним рядом, высится громадная чаша Олимпийского огня (в нее без труда можно поместить автомобиль «Волга»). Факел занесен над чашей — и вспыхивает «чистое и яркое пламя» Олимпийского солнца. Занавес XXII Олимпийских игр поднят.

Из олимпийского архива

 Первый (и единственный) раз, когда мировой рекорд по легкой атлетике в беге на 100 метров был установлен на Олимпийских играх, относится к 1932 году. Э. Тоулэн (США) пробежал дистанцию за 10,3 с. Трижды «а Играх спринтерам удавалось лишь повторять высшие мировые достижения.

Дважды на Олимпийских играх бегунам на 10 000 метров удавалось превысить мировые рекорды. Оба раза это сделали финские стайеры: в 1924 году — В. Ритола (30 мин. 35,4 с), в 1972 году — Л. Вирен (27 мин. 38,4 с).

Первый олимпийский чемпион в беге на 100 метров Т. Бэрк (США) установил мировой рекорд —12 секунд. Ныне такой результат даже не дает право легкоатлету претендовать на участие в Играх.

Олимпийский рекорд В. Куца в беге на 5000 м (1956 г.—13 мин. 39,6 с) был превышен лишь через 16 лет Л. Виреном (13 мин. 26,4 с).

Читайте в любое время

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее