№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Бюро научно-технической информации. Январь 2014 № 1. Эскалатор с линейным двигателем

Первый в мире эскалатор появился в далёком 1894 году в Нью-Йорке как аттракцион для туристов. Сейчас «лестницы-чудесницы» работают в метрополитене, на вокзалах, в торговых центрах и других общественных местах. При скорости 0,75 м/с пропускная способность одной нитки эскалатора составляет почти 10 тыс. человек в час.

Самый длинный эскалатор в мире установлен на станции «Адмиралтейская» Петербургского метрополитена. Его длина 137 м, а высота подъёма пассажиров достигает почти 70 м.

Может быть, именно поэтому инженеры кафедры «Теоретические основы электротехники» из Санкт-Петербургского университета путей сообщения разработали новую конструкцию почти бесшумного эскалатора. Мало того, новый эскалатор практически не имеет ограничения по длине. Достигли этого благодаря отказу от традиционной схемы устройства движущейся лестницы с петлевыми цепями, ведущими звёздочками, громоздкими редукторами и натяжителями. Как рассказал заведующий кафедрой Константин Ким, слабым местом подобных конструкций является узел механической передачи тягового усилия со звёздочки двигателя на цепь. Устройство подвержено повышенному износу, а кроме того, производит сильный шум во время работы. Сотрудники университета предложили заменить вращающийся электродвигатель линейным. По словам Константина Кима, статор линейного электродвигателя можно размещать в любом месте прямолинейного участка эскалатора. Это позволит отказаться от больших машинных залов, а увеличивая длину статора, можно получать тяговое усилие любой величины. Новшество подходит и для использования на уже построенных станциях метро в качестве вспомогательного устройства к штатным двигателям при интенсивной работе в часы пик.

Как показали расчёты, такой привод также перспективно применять и в горизонтальных эскалаторах (траволаторах), получивших в последнее время широкое распространение на вокзалах и в аэропортах.

Другие статьи из рубрики «БНТИ (Бюро научно - технической информации)»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее