С уважением Гавричев Евгений Степанович (Москва).
Варакин
Распространённость фамилии Варакин (только в Москве проживает более 150 семей Варакиных; нередка эта фамилия и в других русских землях) связана с несколькими причинами. Прозвище Варака имело в русских говорах множество значений. Так в старину называли писца с неразборчивым почерком, говоруна, краснобая и даже смуглого человека. На русском Севере так называют скалистую гору, утёс: отсюда могло возникнуть прозвище обладателя большого роста или богатырского телосложения. Кроме того, Варака — это ещё и угро-финское имя, переводимое как «ворона»: имена, повторяющие названия птиц, были очень распространены у многих народов мира. Имя с таким значением могло встречаться и среди русских жителей Поволжья и Поочья. И наконец, Варака — старинная народная форма канонического крестильного имени Варахий. Это имя в переводе с древнегреческого языка означает «благословенный Богом». В христианский именник оно включено в честь святого Варахия, день памяти которого отмечается 20 ноября. Соединение этих трёх традиций и стало причиной распространённости у жителей разных регионов Российской империи имени Варака (крестильного и мирского), а также образованного от него семейного прозвания Варакины. Так, например, в старинных грамотах упоминаются: Ивашко Иванов, прозвище Варака, житель Гороховского уезда (нижегородские земли); в 1688 году — Осип Михайлов, сын Варакин, донской казак.
Гавричев
История фамилии Гавричев вполне могла бы стать главой любого учебника русской истории. Собственно, этимология её основы не является загадкой. В основе этой фамилии лежит краткая форма канонического крестильного имени Гавриил — Гавря. Это имя пришло в православный именник из древнееврейского языка. Его обычно переводят как «крепость божия», но буквальный перевод несколько иной. Имя состоит из двух основ: габри — «сильный муж» и эль — «Бог». Дни памяти святых, носивших это имя, отмечаются 16 раз в году, поэтому имя Гавриил и, разумеется, его различные народные, разговорные формы встречались среди православных довольно часто.
Фамилия Гавричев известна среди жителей Рязанской, Могилёвской, Смоленской, Тверской, Саратовской, Самарской, Ульяновской, Нижегородской, Ленинградской, Московской, Ярославской, Костромской, Омской, Иркутской областей, в Республиках Марий Эл, Мордовии и в Северном Казахстане. Но столь широкая география распространения этой фамилии — дело довольно позднее. Вообще, фамилии с окончанием на -ичев характерны для западных и южных (смоленских, брянских, калужских, рязанских и др.), а также части северо-восточных (например, костромских, ярославских) земель европейской части России. Это обусловлено несколькими причинами.
Северные и северо-восточные земли России в старину входили в состав Новгородской феодальной республики. Здесь были очень сильны древнерусские традиции именования, когда каждый человек именовался «по отцу» полным отчеством: Иванович, Фомич, Ильич и т.д. Таким же образом здесь могли образовываться отчества и от кратких форм крестильных имён: Демич, Гаврич и т.п. После присоединения новгородских земель к Московской Руси в её северных областях постепенно стали распространяться правила употреб-ления отчеств с «-вичем» (то есть с окончанием на -ич/-вич), принятые в московских землях, где такое «величание» считалось привилегией князей и боярства, а подобная форма отчеств для других сословий была запрещена. В результате в бывших новгородских землях традиционные отчества со временем тоже перестали использоваться в качестве официального всесословного обращения, но долгое время этот обычай сохранялся в качестве привычной неофициальной формы. А позднее такие отчества и семейные прозвания были дооформлены, согласно самой распространённой общерусской модели, суффиксами -ов и -ев.
Несколько иначе происходило образование таких фамилий в западных и южных землях Московской Руси (в границах XV—XVII вв.). Здесь в разные времена проходила граница Московской Руси и Дикого Поля, а также Великого княжества Литовского. В «Литве», то есть в землях современной Белоруссии, на севере Украины и в некоторых западнорусских землях (брянских, смоленских) традиционные отчества никогда не выходили из широкого употребления. Но после присоединения указанных земель к Российской империи здесь также произошло дооформление части семейных прозваний суффиксами -ов и -ев. Такая же история случилась и с семейными прозваниями большого числа выходцев из белорусско-украинских земель, в XV—XVII веках переселившихся в земли южного приграничья Московской Руси. Подобные переселения были настолько масштабны, что сегодня в Калужской, Орловской, Тульской, Рязанской и других областях этого региона некоторые фамилии, образованные от имён и прозвищ белорусско-украинского происхождения, даже входят в число самых распространённых. Позднее многие жители юга Московской Руси переселились в Поволжье и Южную Сибирь, в результате чего семейные прозвания, оформленные таким образом, получили распространение и в этих землях. В центральных же регионах бывшей Московской Руси фамилия Гавричев, как и другие фамилии такого типа, появилась в результате единичных переездов жителей южных и северных её уездов.
***
Расскажите, пожалуйста, о фамилиях Рублёв и Буховец.
Алевтина Логачёва (г. Петропавловск-Казахстанский).
Рублёв
В основе фамилии Рублёв могут лежать два разных мирских имени — Рубль и Рубель. Например, в древнерусских грамотах упоминаются: Ивашко Рубль, Ивангородский торговый человек, 1498 г., Новгород; Кирилко Рубль, новгородец, 1500 г.; Никифор Рубель, новгородец, 1495 г. Известно, что названия различных денежных единиц (деньга, копейка, алтын, полтина, грош, червонец и т.п.) часто использовались в качестве имён. Кроме того, нередкими были имена, повторяющие названия различных предметов домашнего обихода и орудий труда. В русских говорах бытовало слово рубель, которое означало «деревянный брусок с зубчиками для катания белья на скалке» и «жердь, прижимающая уложенные на возу снопы, сено и т.д.». Прозвище Рубель, кстати, мог получить и взрослый человек, например высокий и худой мужчина. Интересно, что некоторые исследователи возводят фамилию знаменитого иконописца XV века Андрея Рублёва именно к этому прозвищу. С давних времён семейное прозвание Рублёв известно в разных землях: Андрей Рублёв, псковский боярин, 1484 г.; Еремей Рублёв, стрелец, Москва, 1609 г.; Данилко Мартынов, сын Рублёв, Хлынов (современный город Киров), 1615 г.; Степан Рублёв, верхотурский ямской охотник, 1669 г.
Буховец
Буховец — выходец из населённого пункта с названием Бухово, Буховое, Буховичи, Буховецкое и т.п. В настоящее время селения с такими названиями сохранились в Витебской, Липецкой, Брестской и Кировоградской областях. Но, несомненно, в прошлом они были более распространены. Например, в Писцовых книгах Новгородских Пятин в 1495 году упоминается Буховский погост.