№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Россия в 1913 году: экономический рост

Доктор исторических наук Юрий Петров

Страны и народы постоянно учатся друг у друга: отстающие стремятся догнать лидеров, а иногда и обгоняют их. Однако возможности и способности к развитию, в том числе через усвоение чужого опыта, у всех разные. Писатель И. А. Гончаров, посетивший Японию в 1850-х годах, отмечал, что японцы с огромным интересом относятся к западным техническим достижениям, в то время как китайцы демонстрируют полное равнодушие. И в самом деле, в Японии уже в следующем десятилетии началась модернизация, а в Китае она задержалась как минимум на полвека и протекала с гораздо большими трудностями.

Экономический подъём России на рубеже XIX—XX веков, как в капле воды, отразился в русской архитектуре. В историю этот период вошёл под наименованием «модерн» (от фр. moderne) — «новое искусство», «молодой стиль»… — и ярчайшее воплощение получил в Москве.


Какие же внешние и внутренние факторы определяли экономические успехи России во второй половине XIX — начале XX века?


На этот и другие вопросы редакции о характере и темпах экономического роста России перед Первой мировой войной даёт ответ ведущий исследователь пореформенной истории нашей страны директор Института российской истории РАН доктор исторических наук Юрий Александрович Петров. Слово — специалисту.

Россия, вступившая на путь современного индустриального роста позже ведущих стран Западной Европы и США, принадлежала к числу государств «догоняющего» типа в экономическом развитии. Западная историография традиционно делает акцент на активной роли государства в экономической жизни страны и на западных инвестициях — этих двух основных моментах преодоления Россией экономической отсталости. Внутренние — негосударственные — силы в расчёт не принимаются. В отечественной историографии последнего времени, напротив, появилось стремление к углублённому изучению российского предпринимательского мира — третьего по счёту и главного по значению игрока на экономическом поле.

История индустриального роста нашей страны неразрывно связана с процессом разложения натурального хозяйства и развитием товарно-денежных отношений в деревне. Ещё в дореформенную эпоху (то есть до 1861 года) наметились два пути индустриального прогресса. Первый — применение западных форм крупного промышленного (мануфактурного) производства с использованием принудительного труда крепостных крестьян. Так развивались горно-металлургическая индустрия Урала и отрасли, где проявило себя дворянское предпринимательство, — винокурение, суконное, полотняное, свёклосахарное и т. д.

Но путь этот, в конце концов, оказался тупиковым. И с отменой крепостного права «дворянская» промышленность либо захирела, либо перешла на рельсы нового экономического пути — с частным предпринимательством и наёмным трудом. Именно эта вторая модель индустриального развития и стала магистральной линией экономического роста в пореформенный период.

Что лежало в её основе? Промышленные предприятия, основанные на наёмном труде крепостных крестьян, которых помещики переводили на денежный оброк. Добывая средства для его уплаты, крестьяне чаще уходили в города либо занимались отхожими промыслами у себя в деревне. Так в конце XVIII — начале XIX века из крестьянского текстильного дела, в частности, выросла российская хлопчатобумажная промышленность. Именно она послужила основой индустриального развития страны...

Продолжение статьи читайте в номере журнала

Журнал добавлен в корзину.
Оформить заказ
Детальное описание иллюстрации

Экономический подъём России на рубеже XIX—XX веков, как в капле воды, отразился в русской архитектуре. В историю этот период вошёл под наименованием «модерн» (от фр. moderne) — «новое искусство», «молодой стиль»… — и ярчайшее воплощение получил в Москве. Увеличение числа заказов на строительство доходных домов и особняков для купцов, промышленников, успешных предпринимателей стимулировало зодчих, заставляя шлифовать общий стиль и индивидуальный почерк. Примечательно: масштабы проектов не подавляли культуру исполнения, не снижали внимания к деталям. Среди выдающихся мастеров московского модерна — Лев Николаевич Кекушев (1862—1917). На фото: деталь внешнего декора особняка на Пятницкой улице, принадлежавшего потом-ственному почётному гражданину Т. И. Коробкову и его жене О. П. Коробковой. Архитектор Л. Н. Кекушев, при участии С. С. Шуцмана, 1894—1896 годы. Фото Натальи Домриной.
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее