Это могла бы быть еще одна заурядная история о сыщике, который ловит преступника, если бы не отдельные ее детали. Впрочем, все детективные истории во все времена и во всех странах только деталями и различаются. Но прежде, чем приступить к изложению самой истории, я бы хотел привлечь внимание читателя к третьему, подчас незримому, участнику всех детективных историй - к тому, кто оснащает и вооружает и вора и полицейского, к тому, без кого были бы немыслимы ни преступления, ни погони. Короче говоря, к тому, кто создает рабочий инструмент и для преступника и для детектива. Назовем его технарем, инструментальщиком, вооруженцем - как вам больше нравится. Не обязательно технарь или инструментальщик должен изготавливать наборы ключей или отмычек. Не обязательно вооруженец должен создавать огнестрель ное оружие или оружие вообще. Плодом их деятельности может быть автомобиль-амфибия или просто более скоростной автомобиль, штатив фотоаппарата, мгновенно трансформирующийся в стремянку, или фотоаппарат, превращающийся в автомат. Причем неважно, для кого из участников поединка умелец придумает и изготовит такое чудо техники. Но без умельца ни одно преступление, ни одна погоня, ни одно раскрытие преступления невозможны.
Итак, мы произнесли ключевое слово - Умелец! Он-то и является подлинным героем любого современного и вместе с тем банального детектива.
Началась наша история, как в любом детективном фильме. Начальник следственного отдела срочно пригласил по диспетчерской связи к себе в кабинет будущего героя рассказа, которого мы лишим каких-либо индивидуальных черт (как-то: трубки для курения, скрипки для упражнения, любящей жены, квартирной хозяйки, зонтика, хобби, звания, имени-отчества и даже фамилии) и будем для удобства называть Суперсыщиком.
Причем Начальник пригласил его не одного, а вместе с недавно вернувшимся из отпуска товарищем и коллегой по работе. Последний потребовался Начальнику отдела только затем, чтобы свалить на беднягу все незаконченные дела Суперсыщика, и больше этот бедняга в нашем рассказе не появится. Впрочем, Начальник следственного отдела тоже. Ибо и он понадобился нам исключительно для того, чтобы сообщить Суперсыщику, что через двадцать минут тому надлежит быть в кабинете у Шефа.
Шеф (в гражданском костюме, но то ли в звании полковника или, скорее всего, в чине генерала) был в кабинете не один. Разумеется, Шеф прежде всего попросил нашего героя сесть. И, разумеется, Шеф не позабыл поинтересоваться здоровьем супруги и успехами сынишки в школе. (Черт подери, а мы и не подозревали об их существовании! Впрочем, не исключено, что и сам Суперсыщик тоже.) И только успокоившись, что жена сыщика чувствует себя хорошо, а сынок приступил к спряжению возвратных глаголов, Шеф представил Суперсыщику своего Гостя, руководителя Гушано-Тавларской автономной республики. (Тем, кто хочет узнать подробнее об этой республике, ее истории, обычаях, людях, рекомендую прочесть чудесную книгу писателя Семена Липкина "Декада". Надеюсь, Семен Израйлевич простит нам, что мы без спроса вторглись на территорию его книги.)
Уж не стало ли скучно нашему читателю, уж не кажется ли ему, что статические разговоры в больших кабинетах сильно отдают сценами из старых советских кинофильмов? Ну что же, это дело поправимое. Сейчас мы изменим неторопливое развитие событий, плавно текущее по рецептам старинного кино, динамическим развертыванием сообщения Руководителя Гушано-Тавларской автономной республики по стремительной схеме американского боевика.
И проведет Руководитель Гушано-Тавларской Республики свое сообщение поочередно в правительственном автомобиле, мчащемся на аэродром, в салоне взлетающего авиалайнера, а также во время ночного полета, при быстром переходе из автомобиля в лайнер и из лайнера в вертолет и даже при ночной посадке вертолета в гористой местности. Ну как, теперь читатель чувствует себя комфортнее? Что, не хватает еще срочного погружения на подводной лодке? Что поделаешь - в Гушано-Тавларии нет моря...
Происходил весь этот протяженный (в километрах) рассказ (и показ) Руководителя автономной республики следующим образом.
Продемонстрировали Суперсыщику роскошный альбом "Народное искусство Гушано-Тавларской Республики", изданный в Москве престижным издательством "Искусство". Суперсыщик осторожно раскрыл книгу на первой странице.
- Похищено... - прокомментировал Руководитель Гушано-Тавларской Республики, указывая на снимок.
Суперсыщик перевернул страницу. И опять услышал:
- Похищено...
Суперсыщик перевернул еще несколько страниц. И каждый раз слышал одно и то же:
- Похищено...
- У вас, что, был ограблен республиканский музей? - спросил детектив.
- Нет, это все похищено из частных домов. Причем в той же последовательности, как это напечатано в альбоме.
- Значит, вы знаете, что и где будет украдено в следующий раз?
- Да.
- Зачем же тогда вам нужен я? - удивился Суперсыщик.
- Дело в том, что мы уже устраивали на похитителя три засады, и каждый раз он обводил нас вокруг пальца.
- А не проще ли собрать и спрятать в государственном хранилище все то, за чем он охотится?
- Нельзя. Вы не знаете наших обычаев. Эти кинжалы достались нашим людям от их дедов и прадедов. Они хотят владеть ими сами и ни за что не согласятся передать их на хранение в другие руки. Даже государству.
- Чего же вы хотите от меня?
- Выследить и задержать преступника! Завтра он будет в ауле Кунгар у Мусаиба Кунжарова!
- В гостях?
- Нет, не в гостях... У старейшины аула Мусаиба Кунжарова имеется кинжал старинной и изумительной работы. Вот его фотография. Вор придет за ним.
- А почему завтра, а не сегодня?
- По выходным Похититель не работает.
... В ауле их уже ждали. У входа в дом старейшины аула стоял накрытый стол и чинно сидели около десятка самых уважаемых жителей аула мужского пола. При виде гостей один из них, очевидно хозяин, поднялся из-за стола и направился навстречу дорогим гостям.
Вновь прибывшие сердечно поздоровались с Мусаибом Кунжаровым и его односельчанами, после чего хозяин ввел гостей в дом и с гордостью продемонстрировал редкой красоты кинжал, висевший на стене, покрытой ковром ручной работы.
Гости потрогали старинное оружие и выразили свое восхищение, после чего хозяин вновь водрузил кинжал на место. Суперсыщик подошел к окну, выходящему на противоположную входной двери сторону дома, и выглянул из окна.
Под окном находился крутой обрыв. Напротив, на расстоянии двухсот метров, темнела гора, покрытая лесом. С этой стороны дом был неприступен. С противоположной стороны дома находился стол, за которым сидели гости. С двух боковых сторон дом не имел окон. Таким образом, проникнуть в дом незамеченным было просто невозможно.
Они вернулись во двор, и Суперсыщик сел к столу прямо напротив входной двери, лично контролируя эту единственную входную дверь.
Все чинно приступили к трапезе.
Два раза хозяин дома вместе с Суперсыщиком заходили в дом - кинжал невозмутимо красовался на стене. Но когда они снова, в третий раз, заглянули в дом - кинжала на стене уже не было!
... Следующая кража, в соответствии с альбомом, должна была произойти в ауле Маздра у Исмаила Джумбаева. По просьбе следователя застолье отменили. Со стороны входа в засаде находились Суперсыщик и хозяин дома, с боковых сторон - сыновья хозяина. С задней стороны, как и в ауле Кунгар у Мусаиба Кунжарова, дом был неприступен.
И снова Похитителю удалось незаметно проникнуть в дом и унести старинный кинжал. И снова никто из сидевших в засаде ничего не заметил. Я говорю "из сидевших в засаде" потому, что сидевший не в засаде, а на дереве Касым, правнук хозяина, взобравшийся туда, поскольку взрослые не взяли его в засаду, утверждал нечто вообще фантастическое.
Якобы он видел, как к ним в окно со стороны противоположной горы опустился луч красного цвета. Что по этому лучу, как по канату, через открытое окно в дом спустилась какая-то фигура. Мальчик подумал, что ему это показалось. Не успел он решить, надо ли ставить в известность взрослых (еще - чего доброго - засмеют!), как из окна их дома луч красного цвета опустился в ущелье и та же фигура по нему спустилась вниз. После этого луч исчез...
И вот эту-то галиматью, эту выдумку малолетнего ребенка Суперсыщику пришлось по телефону докладывать Шефу (то ли в звании полковника, то ли в чине генерала) в Москву. Странно, но Шеф отнесся к сообщению серьезно, поблагодарил за ценную информацию, похвалил за оперативность, с какой она была получена, пообещал подключить к нему специалистов из аналитического отдела и приказал выйти на связь через два часа.
...Капитан Мышкин поднялся пешком на четвертый этаж девятиэтажного дома (лифт временно не работал) и позвонил. Дверь ему открыл мужчина средних лет в свитере и растоптанных шлепанцах.
- Чем могу быть полезен? - спросил мужчина в свитере.
- Меня зовут Алексей Николаевич, - вместо ответа на вопрос, представился капитан Мышкин. - Не согласитесь ли вы пригласить меня войти? Для начала...
- Для начала? Это можно. Прошу! Только у меня тут беспорядок.
- Знаем, знаем, - проговорил капитан Мышкин, проходя в дверь.
- А откуда знаете? - быстро среагировал мужчина в свитере.
- Служба такая. Я ведь работаю в уголовном розыске, - улыбнулся гость.
- Я за собой никаких грехов не числю. "Не шалю, никого не трогаю, починяю примус", - процитировал булгаковского кота Бегемота хозяин.
- "...и еще считаю своим долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное", - закончил цитату капитан Мышкин. - Так ведь и мне тоже только примус починить надо. - Гость снова улыбнулся, без приглашения усаживаясь в кресло.
- Ну, если примус, то с великим удовольствием...
- Валериан Борисович, - неожиданно изменил тон капитан из аналитического отдела. - Это вы изготовили трос по принципу лазерного луча? Я, может быть, не совсем точно называю это приспособление, но вы понимаете, о чем я спрашиваю.
- Было дело, - согласился мужчина в свитере.
- Не могли бы вы изготовить еще один такой же?
- Нет, не мог бы. При всем уважении к вам, дорогой Алексей Николаевич.
- Что же вы так: "при всем уважении", "дорогой" и тут же "не мог бы". А почему, если не секрет?
- Нет, не секрет... Я ничего не делаю в двух экземплярах.
- Это почему же?
- Из принципа!
- Как же быть? Мне очень хочется заказать такой же трос...
- Как быть? Закажите что-нибудь другое...
- Но мне ничего другого не нужно! Мне нужен именно трос!
- Хорошо... Закажите себе другой трос...
- Но ведь вы только что изволили сказать, что ничего не делаете в двух экземплярах.
- Совершенно верно... Но ведь никто не мешает вам заказать себе другой трос... На другом принципе! Не понимаете? На-дру-гом-прин-ци-пе!
- На каком?
- Это вам самому надобно знать! У меня принцип такой - каждый должен заниматься своим делом! Мое дело знать, как сделать. А вот придумать, что сделать, - это, извините, ваша обязанность. Я Умелец, а не Заказчик. Думайте!
Валериан Борисович подошел к окну, посмотрел на улицу и вспомнил предыдущего заказчика. Тот хорошо представлял, что ему надо.
Капитан Мышкин привстал с кресла, тоже подошел к окну и тоже посмотрел на улицу. Внизу ветер кружил желтые осенние листья.
- А что, если попробовать сделать трос на принципе воздушного вихря? - спросил капитан.
- Горячо! - мгновенно откликнулся Валериан Борисович. - Ну же, ну!
- Вы можете изготовить мне трос на принципе стабилизации воздушного вихря? Чтобы я мог направить прочный вихревой жгут малого диаметра в нужную точку, накинуть на него блочок с колесиком, ухватиться за этот блочок и съехать по нему в заданную точку.
- Какой у вас вес? - немедленно уточнил Умелец, глядя на щуплую фигуру капитана.
- Ну, скажем, порядка ста килограммов...
- Сколько времени непрерывно вихрь должен будет выдерживать ваш вес?
- Не знаю... Наверное, полторы минуты будет достаточно...
- А на сколько включений его следует зарядить?
- А на сколько включений заряжен лазерный трос?
- На сотню.
- Тогда и мне на сотню.
- Договорились. Я постараюсь сделать для вас такой трос... Приходите через месяц.
- Месяц? Я не могу ждать так долго. Трос мне нужен очень срочно...
- Понимаю... Тогда придется уменьшить число включений. Ведь от них зависит время работы зарядного устройства...
- Понятно. А если сократить число включений до десяти?
- Если сократить число включений до десяти? Приходите через два дня. Быстрей не получится. Кстати, давайте заранее оговоримся об оплате - чтобы потом не было недоразумений... Раз вы из уголовного розыска, то, думаю, мои условия вам известны...
- Разумеется... Мы оплатим стоимость всех материалов и дополнительного оборудования, если оно потребуется, а также ваш труд...
- ... в размере месячного оклада вашего шефа. Это включая премиальные и аккордные, - пояснил Валериан Борисович.
- Месячного оклада? - переспросил капитан Мышкин.
- Вот именно: месячного оклада вашего шефа. За два дня моей работы. Вас это смущает? Но у меня такие заказы не каждый день бывают. А жить-то мне между заказами надо. Не так ли? Согласны?
- Согласен. Со всем согласен. И с тем, что жить вам между заказами надо. И с вашими условиями.
- У кого сегодня ожидается Похититель? - спросил по мобильной связи Шеф у Суперсыщика.
Тот назвал аул и фамилию долгожителя в соответствии с очередной страницей альбома.
- Прекрасно! Поезжайте на встречу с хозяином кинжала и располагайтесь с ним, как обычно, у входа в дом, возле двери. Ваша роль в предстоящей операции самая ответственная: не вспугнуть Похитителя. Брать его будем с поличным, после кражи, но до того, как он успеет покинуть помещение. Чтобы не сумел выбросить улики в ущелье. Для надежности в помощь вам высылаю группу захвата. Ни пуха, ни пера!
- К черту! - ответил Шефу Суперсыщик.
... Дальше все шло как по нотам. Похититель привычно направил лазерный луч в окно владельца антикварного кинжала, затем набросил на луч блок с колесиком, ухватился за блок и съехал по лучу в окно.
Как только он скрылся в окне, лейтенант из группы захвата направил в то же окно стабилизированный воздушный вихрь, накинул на него свой блочок с колесиком, ухватился за этот блочок и тоже съехал в то же окно.
Услышав в доме шум, Суперсыщик ворвался в дом и закричал:
- Руки вверх! Сдавайтесь!
К сожалению, Похититель не смог поднять руки вверх, ибо лейтенант уже связал их ему сзади.
На этом можно было бы и закончить. Но после завершения операции и возвращения владельцам всего похищенного, сотрудник аналитического отдела капитан Мышкин снова поднялся пешком на четвертый этаж того же девятиэтажного дома (лифт все еще не работал) и снова позвонил.
Дверь, как и в прошлый раз, открыл мужчина средних лет в свитере и растоптанных шлепанцах.
- Здравствуйте, Валериан Борисович! - приветствовал его Мышкин, проходя в квартиру. - Я бы хотел кое-что уяснить для себя лично. Почему вы не стали сразу же делать вихревой трос, а дожидались, когда я додумаюсь до него?
- Но это же элементарно, Алексей Николаевич. Я не Изобретатель, я Умелец. Я могу только реализовывать чужие придумки, но не могу придумывать сам.
- А почему вы ничего не делаете в двух экземплярах?
- Потому что не могу себе позволить передавать кому бы то ни было изобретения, сделанные не мною, а другими людьми. Без их согласия...
- Благодарю вас. Я так и подумал. Рад был познакомиться... Желаю удачи!
- Спасибо. Заходите еще, когда надо будет примус починить...
- Договорились...