— Почему книга называется «Космические сыщики»? — спросила Галатея. Принцесса Дзинтара как раз собиралась почитать её детям перед сном. — Ведь сыщики расследуют преступления на Земле.
— Потому что их работа сродни тому, чем занимаются исследователи космоса. Разница в том, что астрономы ищут не земных преступников, а ответы на космические загадки. Космические сыщики сумели, например, раскрыть тайну химического состава звёзд, хотя ещё в XIX веке французский социолог и философ Огюст Конт утверждал, что это абсолютно неразрешимая проблема.
Сегодня я расскажу вам о человеке, который был простым домашним учителем и одновременно выдающимся космическим сыщиком, разгадывавшим самые скрытые тайны Вселенной.
— Кто такой домашний учитель? — поинтересовалась Галатея.
— Тот, кто даёт платные уроки детям на дому, — ответила Дзинтара. — Нашему герою, которого звали Иммануил Кант, приходилось работать с юных лет не от хорошей жизни — семья его была небогата. Кант родился в 1724 году в Кёнигсберге (4 июля 1946 года переименован в Калининград. — Прим. ред.). Мать умерла, когда ему исполнилось тринадцать лет. Отец был ремесленником — мастерил сёдла для лошадей. Несмотря на трудности, смышлёный мальчик сумел закончить гимназию и в шестнадцать лет поступил в Кёнигсбергский университет. Но доучиться ему не удалось — отец тоже умер, и 22-летнему Иммануилу пришлось оставить учёбу и содержать семью. На попечении молодого человека оказались младший брат и три сестры. Чтобы заработать денег, он десять лет обучал детей помещиков, пасторов и даже отпрысков известного курляндского дипломата на русской службе графа Кайзерлинга.
Когда поздним вечером Иммануил заканчивал очередной урок, он выходил на ночную улицу и всматривался в небосвод, который, если не было облаков, мерцал тысячами звёзд. И каждый раз Канта охватывали восторг и острое желание проникнуть в тайны прекрасного и далёкого неба: «Звёздное небо, — писал он, — связывает меня сквозь необозримые дали с мирами и системами миров в безграничном времени их вращения, их начала и продолжительности».
В своей первой серьёзной научной работе Кант размышлял о взаимодействии Луны и Земли и существовании океанских приливов, вызванных нашим спутником. Он пришёл к выводу, что планета замедляет вращение, то есть Луна вызывает удлинение продолжительности земного дня. Этот труд получил премию Берлинской академии наук и сейчас считается основополагающим в области геодинамики — науки, которая занимается изучением изменения длины земного дня в зависимости от времени года, землетрясений и других факторов.
— Я тоже замечала, что дни бывают разной длины! — с энтузиазмом заявила Галатея. — Во время летних каникул они так быстро кончаются, а зимой, на школьных уроках, тянутся очень медленно…
Дзинтара улыбнулась и продолжила свой рассказ:
— Молодой учитель Иммануил Кант размышлял о великих загадках неба: о возникновении планет и Млечного Пути, о строении колец Сатурна и природе зодиакального света, который видят моряки тёмными экваториальными ночами. Он думал о быстро летающих кометах и о таинственных неподвижных туманностях, открытых астрономами благодаря телескопу, и записывал свои размышления. В 31 год Кант опубликовал книгу по астрономии «Всеобщая естественная история и теория неба», в которой выдвинул и развил на редкость смелые положения о возникновении и движении небесных тел и самой Вселенной. Эпиграфом Кант выбрал изречение философа Луция Сенеки: «Идти не тем путём, по которому идут все, а тем, по которому должно идти». Издатель, напечатавший книгу весной 1755 года, к сожалению, обанкротился, его склад опечатали, и книга не успела выйти в свет к весенней ярмарке. Тем не менее она стала событием в истории науки. В своих изысканиях скромный учитель из Кёнигсберга обогнал ведущих учёных Европы даже не на десятилетия, а на века.