Елена Кузина (г. Владимир).
Байков
Распространённость фамилии Байков (а она входит в число высокочастотных: только в Москве проживает более 1000 семей) связана с несколькими явлениями. Эта фамилия по праву может быть названа интернациональной, поскольку встречается у разных народов, например у русских, белорусов, украинцев, мордвы, удмуртов, чувашей, татар, башкир и болгар.
Древнерусское имя Байко можно перевести на современный язык как «говорун» со всеми оттенками этого слова: глагол баять, байкать в старину означал «говорить», «рассказывать». (Отсюда и слово краснобай — хороший рассказчик, смешной рассказчик; тот, кто умеет смешно рассказывать, а также тот, кто говорит ласково, льстиво, но с тайным умыслом.) Кроме того, Байко — разговорная форма двух канонических церковных имён: Баиан и Боян. В современных святцах сохранилось лишь одно из этих имён — Боян. Оно было включено в православный именник в честь князя Бояна Болгарского, жившего во второй половине IX века. Имя Баиан в современных святцах отсутствует (в результате нескольких церковных реформ XVII—XIX столетий церковный именник сильно сократили, из него были исключены некоторые имена), но в прошлом ежегодно 1 июня (по старому стилю) православные отмечали день памяти святого мученика Баиана Солунского (его также называли Римским). О происхождении и исконном значении имён Боян и Баиан у современных учёных нет единого мнения. Одни полагают, что имена Боян и Баиан — разные варианты записи одного и того же имени Боян, значение которого связано с древнеславянским словом бой (боец, воин). Другие полагают, что это разные по происхождению имена, связывая имя Баиан с древнегреческим словом баион — «пальмовая ветвь». И наконец, третий источник имени Байко — тюркское имя Бай, связанное с общетюркской основой бай — «господин, хозяин», «богатый человек». Имя с этой основой встречалось не только у тюркских народов, но и у их соседей — волжских финнов и русских, от которых в свою очередь была заимствована «обрусевшая» форма этого имени — Байко.
Семейное прозвание Байковы часто встречается в грамотах Великого княжества Московского XVI—XVII веков: Матвей Фёдоров сын Байкова, московский дворянин, 1565 г.; Никита Васильев Байков, дворцовый приказчик в Московском уезде, 1555 г.; Байбулат Байков, служилый татарин в Арзамасе, 1590 г.; Иван Байков, воронежский казачий атаман, 1594 г.; помещики Байковы, Рязань и Ряжск, ХVI—ХVII вв.; Фёдор Исаков сын Байков, боярин, 1658 г.
Зацепилов
В основе этой фамилии лежит прозвище Зацепило, которое, вероятнее всего, является диалектным вариантом общерусского прозвища Зацепа — «задиристый человек». Любопытна география распространения данной фамилии. В первой половине XX века она чаще всего встречалась именно среди жителей Воронежской области, которую, вероятно, можно назвать малой родиной не только фамилии, но и самого прозвища. Отмечено бытование этой фамилии и среди жителей других юго-западных областей России, но единично.
Можно довольно точно указать время возникновения прозвища Зацепило — XVIII век. Например, бессуффиксальная фамилия Зацепило в первой половине XX века чаще всего встречалась в южных областях Украины (Одесская, Николаевская), входивших ранее в состав сформированной в XVIII веке Новороссийской губернии, а также в Ставропольском крае. Как известно, активное заселение славянами этих земель происходило в конце XVIII и в XIX веке. Новосёлы и принесли сюда большое число привычных им диалектных прозвищ. По тому, где кроме Новороссии ещё бытуют фамилии с общей основой, можно судить о направлениях миграций. Более частотной, чем фамилия Зацепилов, и распространённой на значительно большей территории (Донецкая, Луганская, Орловская, Ростовская, Саратовская, Оренбургская и другие области) была в тот же период фамилия Зацепилин, образованная от прозвища Зацепила. Это связано с наблюдаемой на протяжении нескольких последних столетий общерусской тенденцией оформлять прозвища и другие эмоционально окрашенные слова в форме женского рода (разиня, неряха, водила, терпила, деда, дедуля, сынуля и т. п.).