Один из самых массовых и едва ли не самый популярный отечественный гражданский самолёт Ан-2 — детище конструкторского бюро Олега Константиновича Антонова — отправился в первый испытательный полёт 31 августа 1947 года. Самолётов этого типа выпущено более 18 тысяч. Сейчас в России (по разным данным) эксплуатируется около 1500 машин. Ан-2 занесён в Книгу рекордов Гиннесса как единственный аэроплан, серийно выпускающийся более 60 лет. Тем не менее время идёт, и машина требует серьёзной модернизации. Эта задача поставлена перед Сибирским НИИ авиации им. С. А. Чаплыгина. Работы начаты в 2010 году, и их результатом должен стать новый многоцелевой одномоторный самолёт ТВС-2МС.
10 июня нынешнего года с аэродрома Ельцовка Новосибирского авиационного завода им. В. П. Чкалова в воздух поднялся экспериментальный прототип самолёта, идущего на смену Ан-2.
Различий между старым и новым самолётами множество. Прежде всего, старый поршневой мотор АШ-62ИР заменили на турбовинтовой. В нескольких вариантах модернизации использовали разные двигатели; сейчас на прототипе установлен 1100-сильный Honeywell TPE331?12UAN с пятилопастным флюгерно-реверсивным воздушным винтом Hartzell Propeller. Кроме того, при строительстве самолёта широко использованы современные синтетические и композиционные материалы. Так, панели, лонжероны и элементы каркаса крыла выполнены из углепластика.
Есть существенные отличия и в конструкции бипланной коробки. В новой конструкции между верхними и нижними крыльями нет не только расчалок, но отсутствуют и стойки. Зато нижнее крыло теперь плавным изгибом соединено с верхним. Такая схема, по расчётам конструкторов, позволит заметно увеличить скорость самолёта. Крейсерская скорость «оригинального» Ан-2 составляет 180 км/ч; новая машина сможет летать со скоростью 350 км/ч. Но при этом дистанции разбега при взлёте и пробега при посадке останутся такими же, как на Ан-2. В ближайшее время конструкторы планируют начать разработку фюзеляжа из композиционных материалов, что сделает планер самолёта ещё легче и в то же время прочнее и долговечнее.
Этот самолёт уже поднимался в небо в декабре 2014 года. Тогда он представлял собой вариант самолёта — демонстратора технологий, выполненного в виде подкосного моноплана с композитным высокомеханизированным крылом трапециевидной формы в плане. Это позволило не только сохранить, но по некоторым параметрам и превзойти лётные характеристики «прародителя».
Результаты, полученные в процессе испытаний прототипа, лягут в основу создания нового самолёта для местных воздушных линий. Предполагается, что машина должна иметь возможность внеаэродромного базирования и взлётный вес не более 8600 кг.