Долгое время считалось, что жирафы не слишком общительны и не обращают особого внимания на то, кто из сородичей объедает листья с соседнего дерева. Но исследования, проведенные в зоопарке Сан-Диего (США), заставляют усомниться в этом. Сотрудница зоопарка Меридит Бэшоу в течение полутора лет наблюдала за поведением жирафов, тщательно регистрируя, сколько времени каждая особь проводит рядом с другими.
Интерес к дружеским отношениям среди жирафов возник у Меридит Бэшоу случайно, после того, как она стала свидетельницей стрессового состояния, в которое впали две самки в зоопарке Атланты после исчезновения жирафа-самца. Никто из сотрудников зоопарка не ожидал, что животные будут так тосковать, поскольку эта группа прожила вместе 9 лет, но так и не дала потомства. Однако обе самки долгое время беспокойно ходили взад-вперед по вольеру и подолгу лизали решетку, что служит признаком дискомфорта.
После этого случая исследовательница решила проверить, в какой степени животные неравнодушны к своим сородичам. Она переехала в Сан-Диего, где в зоопарке, в условиях, близких к природным, содержится стадо из дюжины жирафов.
У жирафов пятна на шкуре часто имеют форму многоугольников, а иногда и более сложных фигур. Чтобы различать животных, в зоопарке фотографируют шею и грудь детенышей - характерная картина пятен сохраняется на всю жизнь. Каждое утро Меридит Бэшоу выезжала к тому месту, где обычно пасутся жирафы. Вначале исследовательница брала с собой альбом с детскими снимками жирафов, а потом научилась без труда распознавать шесть самок, входивших в группу, по характерным пятнам на шее.
Заметить предпочтения в общении было нелегко: каждый день жирафы группировались по-иному. Но после анализа результатов 18 месяцев наблюдений удалось установить, что некоторые жирафы-самки проводят около определенной особи примерно 15% времени. По меркам человечес кой дружбы в условиях современного города, где телефон заменяет прямое общение, это очень много.
Понятие о предпочтении в общении довольно близко человеческому представлению о дружбе. Изучая отношения в группах животных, зоологи пытаются выяснить, насколько важны такие факторы, как пол и кровное родство, извлекают ли животные из своего общения пользу и какую. Ответы на эти вопросы могут пролить свет на эволюцию человеческого общения.
Наблюдения за шимпанзе в национальном парке Кибале в Уганде показали, что у самцов развита взаимовыручка: они приходят друг другу на помощь во время стычек, а потом в благодарность чистят друг другу шерсть и делят еду. При этом не имело значения, родственники они по материнской линии или нет.
Другие исследователи искали признаки дружеских отношений у животных, более далеких от человека, - китов. Наблюдать за ними непросто, но все же можно сделать вывод, что самки кашалота не дружат парами, а создают прочную группу, в которой действует принцип "один за всех и все за одного". Эти группы, насчитывающие около десятка китов, состоят из самок, обычно связанных родственными узами по материнской линии, и их потомства. Время от времени две группы встречаются в океане и несколько дней плавают вместе.
Классическим примером приятельских отношений среди морских млекопитающих служат самцы дельфинов-афалин. У берегов Австралии наблюдали пары и тройки афалин, которые сохраняются годами. Пара самцов-приятелей нередко вместе сопровождает самку, демонстрируя синхронное плавание.
Поразительная форма социальных связей наблюдается у летучих мышей-вампиров. Животным этого вида необходимо постоянно питаться свежей кровью; если мышь несколько ночей остается без добычи, ей грозит голодная смерть. В таких случаях другая летучая мышь отрыгивает для товарки часть собранной крови, причем мыши спасают таким образом даже тех, с кем не состоят в родстве. Исследования показали, что те, кого выручали подобным образом, с большей вероятностью оказывают подобную помощь своим спасателям.