Первые русские пейзажисты могли обнаружить нечто, достойное их кисти, только в солнечной Италии, среди виноградников, пиний, скал и голубого неба. Но прошло совсем немного времени, и публика увидела на полотнах русских художников прилетевших ранней весной грачей, скромные московские дворики, просторные поля ржи и неповторимую игру света в берёзовых рощах — всё то, что окружало их в повседневной жизни.
Конечно, появление тюбиковых красок раскрепостило художников, позволило им выйти из мастерской и делать не только карандашные и акварельные наброски, но и этюды маслом. Живописцы могли работать при натуральном освещении и писать не обобщённые виды, а конкретные места, запечатлевать нужное состояние природы.
Но великий русский ботаник К. А. Тимирязев в статье «Естествознание и ландшафт», развивая мысль о единых корнях науки и искусства, утверждал, что пейзажная живопись достигла своего развития не случайно именно в XIX веке: то было время и бурного развития естествознания.
Эту же мысль высказал и другой великий учёный — Д. И. Менделеев в статье «Перед картиной Куинджи». Размышляя о том, как развивался жанр, он отмечал, что мастера прошлого видели в пейзаже лишь рамку для своих произведений, но как только человек обратил изучающий взгляд на природу, «из мёртвой и бесчувственной она стала живой, полной движения, скрытой энергии и красоты…». Заканчивая мысль, Менделеев пишет: «…быть может, придёт время, когда наш век будет считаться эпохой естествознания в философии и ландшафта — в живописи».
Предчувствие не обмануло учёного. Пейзажная живопись вошла в ряд ведущих жанров. И если распределить живописные холсты вдоль временнóй оси, можно увидеть воочию, какой рывок сделала отечественная школа — от первых декоративных изображений императорских дворцов и парков, от картин с роскошными видами Италии до полотен, воссоздающих пластическое богатство родной страны.
Такую возможность — проследить развитие жанра «вдоль временной оси» — получают посетители единственного в России Музея пейзажа.
Музей открыли в 1997 году в Плёсе — живописном городке Ивановской области, расположенном на правом — высоком — берегу Волги. Город уютно раскинулся на холмах, откуда открываются необыкновенно красивые виды на реку, на противоположный берег, на окрестности.
С Плёсом связано самое счастливое и самое плодотворное время в творчестве замечательного пейзажиста Исаака Левитана. Здесь появились на свет его наиболее известные полотна: «Вечер. Золотой Плёс», «После дождя. Плёс», «Берёзовая роща», «Золотая осень. Слободка», «Тихая обитель», «Ветхий дворик», «Волга»… Серия этих картин, по словам М. В. Нестерова, принесла Левитану настоящую известность. Но, что важнее, в этих местах он обрёл свою неповторимую манеру — «Левитан открыл Плёс, Плёс открыл Левитана». Картины того периода с разнообразными видами украшают многие галереи страны.
«Когда-нибудь я скоплю денег, выкуплю свою мастерскую, и, когда стану старой калошей или умру, вы устроите в ней Дом пейзажа», — сказал как-то Левитан.
Мечта художника воплотилась в жизнь.
Музей пейзажа разместился в старинном особняке, принадлежавшем ранее купцам К. М. Грошеву и П. П. Подгорнову. Трёхэтажный, «под красной крышей дом» (о чём неоднократно упоминали современники) построен в конце XVIII века в стиле провинциального классицизма. Фасад его, обращённый к Волге, украшен лепниной. Это старейшее здание в нижней части Плёса, сохранившееся в прекрасном состоянии. Выбор здания для музея не случаен, — этот особняк запечатлел Левитан на картине «Вечер. Золотой Плёс».
Основу коллекции составили уникальные произведения конца XIX — начала ХХ века. Коллекция значительно расширилась за счёт большого раздела современного искусства — произведений живописи художников 1950—1980-х годов, переданных в дар музею Министерством культуры.
Художникам-передвижникам отведён отдельный зал, где экспонируются работы В. Д. Поленова, Н. Н. Дубовского, Н. А. Ярошенко, И. Н. Творожникова и А. А. Киселёва.
Большая подборка картин посвящена участникам творческого объединенения «Союз русских художников», инициаторами создания которого были С. А. Виноградов и В. В. Переплётчиков.
Самая значительная коллекция музея представлена полотнами художников так называемого левитановского круга, работавших в Плёсе. Они образовали своеобразную «колонию живописцев», нашедших в маленьком провинциальном городке идеальную натуру для «пейзажа настроения».
Посетители музея имеют возможность проследить и то, как развивался отечественный жанр в творчестве мастеров советского периода: Н. П. Крымова, С. А. Чуйкова, М. В. Куприянова, К. Н. Бритова, К. М. Максимова.
Традиции отечественной школы никогда не прерывались и продолжают развиваться, о чём свидетельствуют выставки лучших пейзажистов нашего времени. Недавно в музее состоялась персональная выставка народного художника России, главного художника МХАТ им. М. Горького Владимира Серебровского «Очарованье русского пейзажа», открывшаяся благодаря сотрудничеству работников музея и галереи Вересов.
Эта выставка стала логическим продолжением основной экспозиции — полотен, созданных мастерами прошлого, именно в них черпал вдохновение «романтический реалист» В. Г. Серебровский.
Картины Владимира Серебровского гармоничны и упорядочены особым образом. Деревья, травы, воды, облака, тени, отражения, блики образуют текучие формы, создавая впечатление постоянного движения, живого процесса. Пейзаж словно бы рождается на глазах зрителя, никогда не воплощаясь полностью и обещая продолжение. Если вернуться к картине завтра, то может даже показаться, что она изменилась — «самоорганизовалась». Наверное, именно это имел в виду выдающийся физик, лауреат Нобелевской премии Ричард Фейман, когда писал: «Созерцая закаты, волны в океане, хоровод звёзд на небе, мы испытываем не только эстетическое наслаждение. Созерцатель каким-то загадочным образом действует в унисон с аналитиком, и художественные формы изменяются под влиянием новых научных представлений о мире».
Значит, жанр пейзажа подарит нам ещё немало открытий.
***
Очевидно, между логикою исследователя природы и эстетическим чувством ценителя её красот есть какая-то внутренняя органическая связь.
К. А. Тимирязев
***
И быть может, придёт время, когда наш век будет считаться эпохой естествознания в философии и ландшафта — в живописи.
Д. И. Менделеев