Михаил Пришвин
Кто не помнит с детства русскую народную сказку, в которой мужик с медведем урожай делили. Хитроумный мужик каждый раз оставлял медведя в дураках. Посеют они репу, медведь по незнанию выберет вершки и вынужден затем довольствоваться только ботвой. Посеют в другой раз рожь, а медведь уже заранее выбрал бесполезные корешки. Если бы сказочные персонажи посадили в следующий раз подсолнечник, то, следуя логике сказки, медведь выбрал бы корешки и конечно же прогадал. Какой прок от грубых одеревеневших корней подсолнуха! Как ни странно, но в последнее время именно ради этих самых корешков стал я сажать в своем саду подсолнухи. Освобожденные от земли корни мало чем отличаются друг от друга. Сплошь покрытые мельчайшими корешками, они чем-то напоминают всклокоченную и перепутанную бороду лешего либо домового. Однажды, когда у меня под рукой был секатор, я стал стричь одну из "бород", срезая с крупных корней мелкие корешки. Закончив стрижку, вдруг обнаружил, что под ними скрывались мощные корни. Одни из них раздваивались, покрывались округлыми желваками, принимая совершенно неожиданную форму. Другие, словно змеи, выползали из воронкообразных углублений, изгибались и снова плотно прижимались к главному корню. В целом корни чем-то напоминали абстрактные композиции английского мастера ХХ века Генри Мура.
Внешне, очищенные от земли, а затем подстриженные, корни имеют весьма непривлекательный серо-бурый цвет и шершавую поверхность. Чтобы удалить покрывающую их тонкую кожицу, корни нужно отварить, а когда вода остынет, счистить ее ножом. Затем промыть в чистой воде, высушить на солнце или на печи. После просушки корни становятся почти белыми, с легким кремовым оттенком и хорошо поддаются механической обработке. Так же, как древесина мягких пород (например, липы), они легко режутся ножом и стамеской, а также хорошо шлифуются, полируются, окрашиваются и обрабатываются восковой мастикой.
Чтобы изготовить декоративную фигурку "в стиле Мура", совсем не обязательно быть художником. Пластическая обработка заготовок заключается в основном в обработке пеньков, оставшихся после срезки боковых корешков. Вчерне эту операцию выполняют ножом. Затем каждый скругленный выступ и все остальные поверхности декоративной фигурки шлифуют мелкозернистой шкуркой.
Хотя фигурки из корней подсолнуха имеют абстрактную форму, состоящую из случайно расположенных боковых корней, ваше воображение может различить в них и конкретные реалистические детали, даже целые образы.
При декоративной отделке готовых фигурок чаще всего возникает необходимость окрасить их в какой-либо цвет. Не стоит применять для этого яркие краски, они сделают фигурки аляповаты ми. Красителем, который органически сольется с материалом корня, не нарушая его естества, может стать луковая шелуха, окрашивающая корень в желто-коричневый цвет. Изделие бросают в воду вместе с луковой шелухой и кипятят на медленном огне до тех пор, пока окраска не приобретет необходимую тональность. Если цвет извлеченных из лукового красителя фигурок окажется слишком ярким, его можно слегка "приглушить" слабым раствором железного купороса. При использовании более крепкого раствора железного купороса окрашенные луковым отваром изделия приобретут зеленовато-бурый или почти черный цвет. Красивый темно-серый или глубокий черный цвет можно получить в отваре измельченных стеблей душицы с добавлением железного купороса. Коричневый и желтый цвета - в отваре корней конского щавеля. Желтые мясистые корни конского щавеля промывают в чистой воде, режут на мелкие части и сушат, а затем используют по мере необходимости. Если изделие, вываренное в отваре корней конского щавеля, после просушки опустить в раствор медного купороса, оно окрасится в приглушенный желтый цвет, а в растворе железного купороса станет коричневым.
При окрашивании можно поступать и иначе: сначала протравить изделие в купоросе, а затем опустить в горячий раствор красителя.
Чтобы окрашенные фигурки заблестели, их натирают костяным или деревянным лощильником. В качестве лощильника можно использовать и любой гладкий округлый предмет, например пластмассовую ручку от зубной щетки или стальную ложку. При натирании нажим на лощильник постепенно усиливают до тех пор, пока не появится мягкий блеск. Так постепенно, участок за участком, обрабатывают всю поверхность декоративных фигурок. Единственный недостаток такой отделки в том, что при попадании влаги на поверхность изделия лоск в этом месте пропадает и его приходится восстанавливать.
Лощение можно заменить более надежным видом отделки, используя восковую мастику. Она дает ровный мягкий блеск и защищает изделие от проникновения в него влаги. Подойдет и парафин, из которого обычно изготовляют свечи. Огарки свеч кладут в консервную банку и расплавляют на медленном огне. Сняв с огня, добавляют немного скипидара. Остывшая восковая или парафиновая мастика по консистенции будет напоминать вазелин. На поверхность фигурок ее наносят тампоном или жесткой щетинной кистью. Через несколько часов, когда скипидар полностью улетучится, поверхность фигурок до блеска натирают войлоком или суконкой.