Продолжаем знакомить читателя с коллекцией этюдов-малюток — на доске всего пять фигур, включая двух королей (начало серии см. «Наука и жизнь» №№ 2, 4 и 10, 2014 г.). Мы уже рассмотрели разные сочетания фигур, которые важны как в теоретическом, так и в практическом отношении: ладья и пешка против ладьи, ферзь и пешка против ферзя, ферзь с лёгкой фигурой (конём или слоном) против ферзя и др.
Нынешние заметки посвящены простейшему, но одному из самых интересных соотношений сил на доске — две пешки против одной. Несмотря на незамысловатый материал, здесь придумано множество занятных этюдов, важных и для практики. Будут проиллюстрированы разные хитрые приёмы в пешечных окончаниях. В принципе этот эндшпиль хорошо изучен в теории, а понятие оппозиции, которое здесь встречается сплошь и рядом, — одно из самых важных в теории окончаний. Мы выбрали 50 наиболее ярких примеров — этюды, содержащие меньше аналитики и больше эстетики. Самыми знаменитыми мастерами пешечного этюда являются советские шахматные композиторы Николай Григорьев и Михаил Зинар, и не удивительно, что их имена чаще других встречаются в статье...