Что касается телефонных и телеграфных проводов, то принятая ныне воздушная система канализации не грозить особою опасностью для жизни и лишь сопряжена со многими неудобствами. Во-первых, масса проволок на столбах неприятна для глаза и стеснительна для домовладельцев, когда проводы прикрепляются на крышах домов, вследствие чего по крышам постоянно лазают неизвестные рабочие для поправки вечно портящихся проволок; а вместо рабочим, могут придти и воры, чтобы полюбопытствовать на чердаках домов. Во-вторых, воздушная система убыточна, так как проволоки подвержены всем атмосферным влияниям, а бури нередко ломают даже столбы. Во время же грозы передача депеш обыкновенно прекращается, а говорить по телефону положительно опасно. Между прочим, и в Москва уже были случаи разбития телефонов, а появление искр можно наблюдать очень часто во время гроз. Наконец, при воздушной системе невозможно избежать электрической индукции, так как на каждом столбе обыкновенно идет по многу проволок, и работающие проволоки индуцируют неработающие. Чтоб избежать этого, иногда проволоки проводятся от одного столба к другому не параллельно, а с перекрестами, но кроме значительной путаницы, большой пользы от этого не получается.
При проводах с целью электрического освещения вопрос становится еще более важным. Здесь сила тока абсолютно опасна для жизни, а при воздушной системе от этой опасности не гарантирован ни один из городских обывателей. Достаточно проволоке упасть на прохожего или проезжего, — а это может быть даже при сильном ветре, не говоря уже о других случайностях, — и мгновенная смерть почти неизбежна. Еще более опасностей для рабочих и служащих; например, поправляя изоляторы на столбах, легко по ошибке дотронуться до какой-либо убийственной проволоки.
В общем надо желать, чтобы все провода в городах не делались по воздушной системе, и надо думать, что в конце концов так и будет. Но необходимо абсолютно воспретить эту систему для проводов, служащих для освещения. Многие города думают об устройстве электрического освещения. Было бы жаль, если бы они соблазнились дешевизной воздушной системы. Гораздо лучше раз затратить дороже, за то устроить дело вполне хорошо, чем заплатить дешевле, но за то рисковать, что года через два, три придется снова все переделывать.
В виду этого, для проводов с целью освещения обыкновенно за границей принята система подземной канализации. В Лондоне при массе проводов это весьма затруднительно, тем не менее лондонская кампания South-Kensington систематически стремится к этой цели. Тоже самое и в Париже.
Сенат штата Нью-Йорк на днях воспретил употреблять токи сильнее 250 вольт даже и при подземных проводах. Для подземной канализации существует много способов. Хорошо изолированные проволоки укладываются и просто, и в трубах. В общем, все дело тождественно с укладкой газопроводных труб. В Париже для этой цели пользуются уже существующею огромною сетью подземных каналов. Эти каналы составляю там целый подземный город, где устраиваются даже прогулки. Главный подземный водосток представляет из себя настоящую реку. При таких размерах подземных галерей дело электрической канализации существенно упрощается, и прилагаемый рисунок вполне поясняет все.
Здесь изображен разрез подземной галереи, идущей под авеню Оперы. А — водопроводная труба, имеющая один метр (почти 1 1/2 аршина) в диаметре. В и С две другие водопроводные трубы диаметром в 10 сантиметров. D — труба для провода сжатого воздуха (о чем нам, конечно, нечего и мечтать!), диаметром в 20 сантиметров. F — такая же пневматическая труба, Е — представляет разрез связки проволок телеграфных, телефонных и для освещения. Поволоки идут толстыми пучками, и ясно видно, какая огромная масса их существуете в Париже! В заключение, нельзя не пожелать возможно большего распространения электрического освещения и у нас. Если поставить дело широко, то электрическое освещение обойдется не дороже газового, представляя в тоже время многие преимущества.
В последнее время хотят различными новыми приспособлениями улучшить газовое освещение. Система горелок с накаливанием, конечно, наиболее оригинальна и хороша. Здесь газ идет из весьма тонкого отверстия, прикрытого сеткой из асбеста (горного льна); эта сетка, накаленная до бела, служит источником света, весьма похожего на электрический. Но это паллиативное средство хорошо, лишь пока мы не можем пользоваться электричеством! Что бы ни толковали, а в борьбе газа с электричеством победа должна быть за последним. Важное условие для этого составляет необходимость вести дело в широких размерах, с весьма крупными затратами. К сожалению, русские капиталисты привыкли или прятать деньги в сундуки, или браться только за проторенные дела. В Москве ли нет миллионеров. И однако, главными предпринимателями электрического освещения у нас всегда выступают иностранные аферисты, часто не имеющие даже достаточных средств и рассчитывающие здесь зашибить деньгу.