Вопрос о соединении Англии с Францией мостом или тоннелем возник уже давно. В 1873 году был серьезно поднят вопрос о тоннели под Ламаншем. Были произведены все необходимые исследования; осуществимость предприятия была вполне доказана; выгодность его для обеих стран была несомненна; были и капиталисты, дававшие деньги на осуществление предприятия. Проект подводного тоннеля, однако, не удался из политических соображений. Так как сухопутные силы Англии ничтожны, то возникло опасение, что по туннелю в Англию может быть сделана высадка войск. Ныне возник проект соединить Англию с Францией не под водой, а над водой, посредством моста неслыханной величины.
В Англии составилась с огромными капиталами компания Channel Bridge. За техническую сторону дела взялись два знаменитые английские инженеры: Джон Фаулер (Fowler) и Вениамин Бекер (Baker), и два знаменитые французские: г. Шнейдер и г. Герсан (Hersent), управляющий одними из обширнейших в мире механическими заводами в Крезо. Эти четыре инженера произвели все необходимые исследования и уже выработали подробный проект моста через Ламанш.
Мост предположено построить на самом узком месте пролива, между Grisnez (co стороны Франции) и Фокстоном (со стороны Англии). Расстояние между этими двумя пунктами по прямой линии менее 28 километров; но мост будет делать небольшое закругление, чтобы воспользоваться двумя существующими отмелями (банки Варнская и Кольбарская). На этих отмелях глубина моря всего 6—7 метров, что значительно уменьшить расходы по постройке устоев-башен. Наибольшая глубина моря по этому направленно 55 метров (27 сажен) при отливе.
Таким образом необходимо: 1) построить устои (далее мы их будем называть башнями, в виду необычайности размеров) на большой глубине; 2) поднять самый мост настолько, чтобы под ним проходили самые большие суда. Согласно предварительному проекту (Arant-Рrojet), строители думают достигнуть этого так.
Башни (устои) моста будут из гранита со стальными скреплениями. О величине этих башен можно составить понятие уже по одному тому, что наибольшая из них (на глубине 55 метров) будет иметь площадь основания в 1604 квадратные метра. Всюду будет употребляться только сталь, в виду её прочности. Для постройки башен потребуется 76,000 тонн стали и 4 миллиона кубич. метров гранита. Для надводной части моста, кроме того, потребуется еще 772,000 тонн стали. Общая стоимость постройки исчислена в 860 миллионов франков, но может достигнуть и миллиарда.
Постройка башен производится при помощи железных кессонов, из гранитных глыб, скрепляемых стальным и связями и цементом. Каменная кладка подымается над поверхностью воды на 21 метр при отливе и на 14 метров при приливе (уровень Ламанша колеблется на 7 метров). Следовательно, на глубине 55 метров каменная кладка будет иметь 76 метров вышины, предполагая, что кладка начнется прямо на морском дне.
На каменных башнях на каждой будет возвышаться на две стальные башни. Последние будут скреплены огромными стальными балками и имеют высоту в 40 метров. Рельсы же будут лежать выше еще на 11 метров, так что поезда будут ходить на высоте 72 метра (около 351/2 сажени) от поверхности моря (при отливе). Но стальной переплет идет выше уровня рельсов еще на 54 метра. Таким образом, главная башня, поставленная на глубине 55 метров, будет иметь общую высоту во 181 метр (90 саж.), в том числе каменной кладки 76 метров.
Пролеты моста на глубоких местах будут поочередно в 500 и 300 метров; на более мелких в 350 и 200 метров, также поочередно; наконец, у берегов пролеты будут чередоваться в 250—100 метров.
Пролеты в 500 метр. (полверсты), — это потруднее Эйфелевой башни. Но техника за последние годы сделала такие гигантские успехи, что осуществимость этого грандиозного проекта вполне и несомненно возможна.