№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

ЧЕМПИОНАТ КУРСКА ПО РЕШЕНИЮ ГОЛОВОЛОМОК

Финал чемпионата.
Чемпионом Курска по решению головоломок стал семиклассник Денис Фролов. Награду вручает организатор чемпионата директор областного Центра технического творчества учащейся молодежи Е. И. Лифшиц. Слева - В. И. Красноухов. С его головоломками читатели журнал
Роботы
Клякса

Во время зимних школьных каникул в городе Курске не без участия авторов журнала "Наука и жизнь" был проведен среди юных техников областной чемпионат по решению механических головоломок. Организатор чемпионата - директор областного центра технического творчества молодежи Евгений Исаакович Лифшиц. Чемпионату предшествовали заочные отборочные туры, выявившие сильнейших решателей. Финальная очная встреча состоялась в Курском областном краеведческом музее. Участникам финала было предложено пять механических головоломок. И это - отнюдь не детские игрушки. Достаточно сказать, что две из них - "Двухсторонний магический квадрат" и "Морское путешествие" Владимира Красноухова были апробированы на "взрослых" чемпионатах России (о них наши читатели хорошо информированы). Очень сложная головоломка Ирины Новичковой "Кубик для путешественника", да и другие головоломки - "Складушки", полимино "Зоопарк" - совсем не просты. Руководители клубов юных техников, системы дополнительного образования учащейся молодежи Курска и Курской области присутствовали на чемпионате в качестве болельщиков и активно переживали за своих питомцев. И, надо сказать, курские ребята оказались неплохо подготовленными: с каждой задачей в отведенное время (20 минут) справлялось около половины участников. Победителем первого областного чемпионата по решению головоломок стал Денис Фролов, ученик 7-го класса школы № 54 г. Курска. Второе место - Александр Воротынцев, учащийся электромонтажного техникума. Третье место - Максим Алтухов, ученик 8-го класса гимназии № 4. Все участники получили памятные сувениры, а победителю был вручен Диплом журнала "Наука и жизнь" (плюс годовая подписка на журнал). Предлагаем читателям журнала "Наука и жизнь" две задачи из тех, над которыми ломали головы участники курского чемпионата в отборочном туре (с комментариями В. Красноухова).

РОБОТЫ

На рисунке изображено поле 7х7 с расположенными на нем 7 роботами (показаны кружочками). Любой робот может быть перемещен в горизонтальном или вертикальном направлении, если он "видит" перед собой другие роботы и перемещается до тех пор, пока не упрется в другого робота. Это считается одним ходом. Так, робот В2 может сделать ход по горизонтали только на клетку Е2 и не может сделать никакого хода по вертикали (так как на этой вертикали нет ни одного робота, блокирующего движение).

Задача - переместить одного из роботов в центральную клетку поля (помечена крестиком). Удастся ли вам решить задачу за 13 ходов?


В таком виде эта задача, придуманная Х. Ямамото (Япония), была предложена участникам на отборочном (заочном) этапе соревнований. Первыми правильные решения трудной задачи прислали Лейла Сафаpoва, ученица 9-го класса Тарасовской средней школы Медвенского района Курской области, и Максим Брёхов, учащийся компьютерного кружка Станции юных техников г. Железногорска Курской области. Они нашли решения задачи в 13 ходов.

Сенсация произошла, когда члены жюри вскрыли конверт, пришедший от Дмитрия Сотникова, ученика 10-го класса Паникинской средней школы Медвенского района Курской области. Ему удалось найти решение задачи за 12 ходов. Организаторы чемпионата и составитель задачи о существовании такого решения даже не подозревали. Приятная неожиданность! Может быть, вы найдете и то и другое решение?

КЛЯКСА

Найдите закономерность построения сетки чисел и определите число, которое стояло под кляксой.

На этой задаче споткнулись многие решатели головоломок. Кажущийся на первый взгляд очевидным ответ "47" не верен, так как его "логика" - число, к которому сходятся стрелки, равно разности исходных чисел - не выдерживает проверку во второй и третьей строках снизу.

ОТВЕТЫ


Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Психологический практикум»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее