Около пятидесяти лет назад, при подготовке к печати моей книги «Николай Вавилов» (ЖЗЛ, 1968) из рукописи было изъято более ста страниц, но в ней всё же оказалось больше правды, чем власти могли допустить. Из ЦК партии пришло указание: «идеологически вредную» книгу, уже отпечатанную стотысячным тиражом, — не выпускать. Около года шла борьба за её спасение. В ней участвовали многие ведущие учёные, включая президента АН СССР М. В. Келдыша и вице-президента, лауреата Нобелевской премии Н. Н. Семёнова. После новых изъятий книга увидела свет. Перечитывая её полвека спустя, я ясно вижу, сколь много в ней недоговорено, и не только из-за ограничений советской цензуры.
Тогда мне приходилось распахивать архивную целину, ибо вавилововедение, как ветвь историко-биологической науки, давало только первые нежные ростки. Теперь оно развилось в могучее древо с широкой раскидистой кроной. Усилиями родных и близких Н. И. Вавилова, его учеников и друзей, учёных-биологов и историков науки, архивистов, писателей, журналистов обнаружен и опубликован огромный, ранее неведомый архипелаг фактического материала. Увидели свет тысячи писем Н. И. Вавилова, обнаружены его дневники и доклады студенческих лет, опубликованы воспоминания его учеников и коллег, биографические материалы его ближайших сотрудников, друзей, врагов, стали доступны материалы его следственного и судебного дела, многое-многое другое. На основе этого почти необъятного материала я пытаюсь заново обрисовать жизнь, деятельность, судьбу великого учёного.
Воссоздание полнокровного образа Н. И. Вавилова, на мой взгляд, невозможно без проникновения в атмосферу времени, в котором ему приходилось творить и действовать. А время — это, прежде всего, люди, дышавшие тем же воздухом. В новой книге о Вавилове и его времени перед читателем пройдёт галерея его друзей и недругов, сподвижников и оппонентов, учителей и учеников, идейных вдохновителей, государственных и политических деятелей, с которыми ему, вольно или невольно, приходилось сотрудничать, ибо, по слову поэта, «времена не выбирают, в них живут и умирают».
Предлагаю вниманию читателей рассказ о жизни и судьбе одного из современников Н. И. Вавилова, выдающегося генетика XX века, Ф. Г. Добжанского...