ВЛАДИВОСТОКСКАЯ КРЕПОСТЬ

С. Величко

Георгиевские кавалеры, защитники форта "Русских". 1916 год.
Владивосток - один из трех городов России (вместе с Санкт-Петербургом и Калининградом), где каждый день ровно в полдень стреляет пушка.
На батарее "Безымянная". Музей под открытым небом.
Георгиевские кавалеры, защитники форта "Русских". 1916 год.
Владивосток - один из трех городов России (вместе с Санкт-Петербургом и Калининградом), где каждый день ровно в полдень стреляет пушка.
На батарее "Безымянная". Музей под открытым небом.
Георгиевские кавалеры, защитники форта "Русских". 1916 год.
Владивосток - один из трех городов России (вместе с Санкт-Петербургом и Калининградом), где каждый день ровно в полдень стреляет пушка.
На батарее "Безымянная". Музей под открытым небом.

Слышал, что в Приморском крае была построена самая большая морская крепость в мире. Где она находится и кто ее создал?

М. Бабенко (г. Звенигород).

Город Владивосток основан в марте 1860 года как военное поселение. Спустя шестнадцать лет, во время Русско-турецкой войны, из-за ухудшившихся отношений с Британией, которая имела большое влияние на Китай, было принято решение о создании Владивостокской крепости. Инициатором стал заведующий инженерной частью Восточно-Сибирского военного округа полковник Павел Федорович Унтенбергер. Строительство первых деревянно-земляных сооружений началось уже в следующем, 1877 году.

Владивосток, разраставшийся с каждым годом, уже не мог довольствоваться небольшой крепостью, требовалось усилить его оборонные сооружения. Город, удаленный на тысячи километров от Центральной России и не имевший железнодорожного сообщения, а значит, лишенный возможности своевременно получить военную помощь, должен быть хорошо укреплен. По окончании строительства (1889) Владивосток был официально объявлен крепостью.


В конце XIX столетия деревянно-земляные укрепления начали заменять на бетонные. Проекты укреплений разрабатывали блестящие инженеры - К. С. Чернокнижников, В. И. Жигалковский, К. И. Величко и А. П. Шошин. Несмотря на огромные трудности, которые испытывали строители: доставка цемента из-за Урала, нехватка рабочих (китайцев и корейцев запрещали привлекать во избежание шпионажа), - строительство шло успешно. Впервые на территории страны были применены подвесные канатные дороги, электрокомпрессоры и бетономешалки, механические перфораторы и грунтопромывочные машины, камнедробилки Блэка, переносные узкоколейные дороги Дековиля и электроприводные лебедки ведущих западных фирм. Для доставки материалов закупили грузовики марки "Мерседес".

Бетонные укрепления имели толщину 1,2-3,6 метра, а наиболее уязвимые места усиливали противооткольными металлическими щитами. Крепость (16 фортов, 18 опорных пунктов и 23 укрепления, 50 береговых и 21 сухопутная батарея) имела электрическое освещение и водяное отопление, телефон и подъездные шоссированные дороги. Укрепления защищали подступы с моря на расстоянии 70 километров, протянувшись по береговой линии почти на 250 километров. Большинство укреплений, созданных в 1898-1916 годах, прослужили до 1960-х годов, когда многие из них были варварски снесены или пришли в запустение.

B настоящее время, благодаря энтузиастам военно-исторического клуба "Владивостокская крепость", все сохранившиеся укрепления исследованы, и даже предполагается включить их в туристические маршруты. Первый шаг уже сделан: на батарее "Безымянная" открыт интереснейший музей, где можно узнать об истории как крепости, так и всего города. В свое время - во "Владивостокской крепости" служили такие известные люди, как В. К. Арсеньев, П. Н. Нестеров. Л. Г. Корнилов, Д. М. Карбышев, В. К. Блюхер. Гарнизон крепости в XIX веке насчитывал 90 тысяч человек.


Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Переписка с читателями»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее