Об этой выставке нельзя говорить в отрыве от нашей истории. Она, как в зеркале, отразила все этапы развития бывшего СССР и новой современной России. Построенная в 1939 году Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ) демонстрировала успехи первого в мире социалистического государства в развитии сельского хозяйства. Ее послевоенная экспозиция, открывшаяся лишь в 1954-м, формировалась, следуя тогдашним принципам управления экономикой, в основном по территориальному признаку: каждый павильон представлял достижения одной из союзных, автономных республик или областей. В 1959 году ВСХВ переименовывают в Выставку достижений народного хозяйства - ВДНХ. В связи с новыми экономическими задачами принцип построения экспозиции становится отраслевым.
Когда же СССР канул в Лету, на выставку, названную в 1992 году Всероссийским выставочным центром, обрушились все тяготы экономического кризиса. ВВЦ не смог удержать позиции главной выставки страны и постепенно уступил немалую долю территории под торговые площади. Но, несмотря ни на что, здесь продолжается активная выставочная деятельность: работают постоянно действующие экспозиции, сменяют одна другую многочисленные тематические выставки и ярмарки - промышленные, научно-технические, художественные, инноваций, прессы (журнал "Наука и жизнь" принимает участие в этой выставке уже 10 лет подряд), новых российских товаров, народного творчества, цветов, возродилась и регулярно обновляется выставка научно-технического творчества молодежи.
Какая же судьба ждет ВВЦ в ближайшем будущем? Найдутся ли инвестиции на возрождение былой славы главной выставки страны, или она полностью превратится в зону торговли либо в парк культуры и отдыха?
ВЫСТАВОЧНЫЙ "ГОРОД" С 63-ЛЕТНЕЙ ИСТОРИЕЙ
Всесоюзный выставочный центр - это целый город со своими улицами, площадями, скверами, фонтанами, "общественным" транспортом, кинотеатрами, магазинами и ресторанами. Главная его достопримечательность - созданные в разное время выставочные павильоны всевозможных архитектурных стилей. Они отражают историю развития нашей страны, вернее, сама история предстает здесь в дереве, камне, стекле и металле. Как и в прежние времена, ВВЦ утопает в зелени: фруктовые сады, декоративные кустарники, яркие цветники, просторные зеленые газоны. Во всем этом многообразии воплощен вековой опыт садоводства и искусства разбивки регулярных парков, где архитектурная застройка, зеленые насаждения, водоемы и фонтаны сосуществуют в полной гармонии.
Одно время устроителей выставочного комплекса упрекали в эклектизме, излишнем украшательстве и безвкусии. Возможно, это и так, с точки зрения тонкого ценителя классической архитектуры. Но нельзя забывать, что выставку проектировали архитекторы с мировыми именами: В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх, Л. М. Поляков, скульпторы С. Т. Коненков и В. И. Мухина, художники-монументалисты А. А. Дейнека, А. П. Бубнов, П. П. Соколов-Скаля. В создании выставки участвовали тысячи народных мастеров из всех союзных и автономных республик, краев и областей. Благодаря их таланту каждое сооружение выставки приобрело присущие только ему самобытные национальные черты. Самым старым павильонам более 60 лет. Не все они дошли до нас в первозданном виде: одни были перестроены, другие разрушены. Тем более ценно, что в целом архитектурный и художественный облик выставки, формировавшийся в эпоху социализма, сохранился и донес до нас дух того времени.
ВСХВ 1939 ГОДАВсесоюзная сельскохозяйственная выставка - ВСХВ - открылась в Москве 1 августа 1939 года. Представить на ней свою продукцию стремились каждый передовой колхоз, совхоз, МТС или животноводческая ферма. Почетного права побывать на ВСХВ добивались в социалистическом соревновании. Участвовавших в выставке передовиков производства награждали дипломами, золотыми, серебряными и бронзовыми медалями, часами, радиоприемниками, денежными премиями, а лучшие хозяйства - мотоциклами и автомобилями. Только за 85 дней работы в 1939 году выставку посетили 3,5 миллиона человек. Царившую там атмосферу всеобщего праздника передает знаменитый фильм режиссера Ивана Пырьева "Свинарка и пастух" (1941 год), который любили и хорошо помнят до сих пор люди старшего и среднего поколения.
Известный датский писатель Мартин Андерсен-Нексе, побывав на ВСХВ вскоре после ее открытия, писал, что представившаяся ему картина дала более глубокое представление о человечестве в целом, чем все увиденные им до той поры всемирные выставки: там нигде не видна подлинная культура страны, а здесь, в Москве, она показана "во времени и пространстве".
Грандиозный выставочный комплекс раскинулся на площади 136 гектаров. В короткий срок было построено более 250 больших и малых зданий, разбиты парки, цветники, площади и фонтаны, проложены улицы, посажены плодовые сады.
По генеральному плану архитектора В. К. Олтаржевского павильоны возводились вдоль оси, протянувшейся в направлении с северо-запада на юго-восток. У главного входа, а им тогда был северный вход выставки, посетителей встречала выполненная из нержавеющей стали, сверкающая на солнце 24-метровая скульптура В. И. Мухиной "Рабочий и колхозница", которая в 1937 году венчала здание Советского павильона на Всемирной выставке в Париже.
ВСХВ открывала площадь Колхозов (позднее - площадь Дружбы народов), вокруг которой выросли павильоны союзных республик, краев и областей. За ними простиралась площадь Механизации с павильоном "Механизация" (позднее - площадь Промышленности с павильоном "Космос"), авторы проекта - архитекторы В. С. Андреев, И. Г. Таранов. Павильон представлял собой гигантский параболический свод, перекрывающий широкую аллею. Вдоль нее стояли на возвышениях тракторы, самоходные комбайны и прочая сельскохозяйственная техника.
По замыслу устроителей, посетители, обходя территорию выставки, как бы совершали путешествие по всей нашей огромной стране - от Балтики до Камчатки и от Северного Ледовитого океана до Памира. Павильон каждой республики отражал национальный колорит и народные традиции. Экспозиции украшали работы лучших художников Мстеры, Хохломы, Палеха, ковры, гобелены и шелковые панно мастериц из Средней Азии. Специально для выставки народные умельцы из всех республик изготовили прекрасные образцы тканей, посуды, мозаики, чеканки.
КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ. ИСТОРИЯ И АРХИТЕКТУРАНовая постоянно действующая экспозиция ВСХВ, впервые открывшаяся после войны в 1954 году, демонстрировала достижения союзных республик, краев и областей в сельском хозяйстве и индустрии.
Территория ВСХВ расширилась до 207 гектаров. Количество зданий достигло 387. Многие павильоны реконструировали, некоторые построили заново, но основная планировка, заложенная генеральным планом 1939 года, сохранилась. В новом генплане, разработанном под руководством архитекторов А. Ф. Жукова и Р. Р. Кликса, были изменены лишь некоторые элементы ансамбля. В таком почти первозданном виде мы видим выставочный комплекс и сегодня.
В облике построенных к 1954 году выставочных зданий архитекторы стремились отразить в первую очередь тему победы советского народа в Великой Отечественной войне. Пример тому - новый главный вход ВСХВ, построенный южнее старого. Автор проекта архитектор И. И. Мельчаков использовал один из символов победы - триумфальную арку. Он создал высокую массивную многопролетную арку с двумя симметрично продолжающими ее административными зданиями. Вместе они вытянулись в длину на 300 метров. Главный вход венчает скульптура "Тракторист и колхозница" (автор - скульптор С. М. Орлов, создавший в Москве памятник Юрию Долгорукому).
Крупномасштабность, четкость линий, стремление ввысь - вот основные черты возведенных в это время на выставке зданий. Таков, например, Центральный павильон (архитекторы В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейх). Уступами, напоминающими ступени гигантской лестницы, он поднимается в высоту почти на 100 метров. Белое здание обрамляют три яруса колонн, украшают бронзовые и позолоченные скульптуры и барельефы. В 1954 году архитекторы Ю. В. Щуко и Е. В. Столяров дополнили его высоким шпилем со звездой.
За Центральным павильоном открывается широкая панорама выставки. На первом плане - огромная по своим размерам площадь Дружбы народов (бывшая площадь Колхозов). Ее центр занимает носящий то же название фонтан из позолоченной бронзы и красного гранита (авторы - архитекторы К. Т. Топуридзе и Г. Д. Константиновский). Посередине восьмигранной гранитной чаши - бронзовый сноп пшеницы, окруженный водяными струями. Вокруг - хоровод девушек в национальных костюмах. Их танец символизирует народные гулянья в праздник урожая. Изваяли позолоченные фигуры скульпторы И. М. Чайков, З. В. Баженов, А. И. Тенета, Н. В. Рылеева.
В противоположной стороне площади установлен фонтан "Каменный цветок" (архитектор К. Т. Топуридзе, скульптор П. И. Добрынин). Его композиция навеяна поэтическими уральскими сказами П. П. Бажова. В бассейне, облицованном красным гранитом, рядом с бронзовыми рыбами и птицами "расцветает" цветок из уральских самоцветов с мерцающими в струях воды зелеными, синими и золотыми "лепестка ми".
На одном из прудов возвышается третий знаменитый фонтан выставки - "Колос". Его построили из тонкостенного бетона, покрытого золоченой смальтой. Сложный рисунок бьющих вверх и в стороны гибких струй создает впечатление живого, колыхающегося на ветру колоса.
Площадь Дружбы народов открывают два стоящих друг против друга павильона: Центральных Черноземных областей (теперь - "Атомная энергия") и "Северный Кавказ" ("Народное образование"). За ними расположились павильоны союзных республик. В их облике архитекторы стремились как можно ярче выразить особенности национального стиля. Этим объясняется излишняя перегруженность зданий декоративными деталями. Но есть среди павильонов выставки и истинные архитектурные шедевры.
Один из них - павильон Карельской АССР (позднее - "Книга", "Советская печать", теперь - снова "Карелия"). Республика вновь представляет здесь продукцию своих предприятий. Павильон создан архитектором Ф. И. Рехмуковым, использовавшим оригинальные элементы декора из природных материалов этого северного края. Колонны составлены из полированных блоков известного своей красотой темно-красного карельского гранита, а массивный треугольный фронтон целиком сделан из дерева. Вырезанные на нем фигуры изображают традиционные занятия жителей Карелии. В свое время павильон украшала трехметровая деревянная скульптура С. Т. Коненкова "Рунопевец". Сейчас она хранится в Музее изобразительного искусства Карелии в Петрозаводске.
Построенный в 1939 году павильон Узбекской ССР (ныне - "Культура") тоже можно отнести к жемчужинам выставки. Его автор - архитектор С. Н. Полупанов. Отделкой павильона занимались лучшие мастера Узбекистана. Их руками выполнены наполненные светом майоликовые панно в обрамлении входа, резные деревянные двери, яркие витражи. Кусты и коробочки хлопчатника - главной сельскохозяйственной культуры республики - вплетены в орнамент карнизов, капители колонн, кровлю беседки. Боковые крылья павильона раньше украшали большие живописные панно художника П. И. Котова. К сожалению, они не сохранились. Утрачены и стоявшие перед входом гипсовые фигуры музыканта и бубниста, созданные скульптором О. М. Мануйловой. В 1950-х годах павильон обновили. На просторной террасе появилась легкая и изящная ажурная беседка.
Павильон "Электротехника" (ранее - "Белорусская ССР"), построенный по проекту архитекторов Г. А. Захарова и З. С. Чернышевой, обрамляют монументальные колонны с резными гирляндами, напоминающими вышитые рушники традиционных белорусских цветов - желтого и зеленого. Над центральной частью высится башня со статуей женщины с венком. Автор скульптуры - народный художник Белоруссии А. О. Бембель, один из создателей мемориального комплекса "Курган Славы" под Минском.
За фонтаном "Каменный цветок" просматривается фасад павильона "Земледелие" (ранее - павильон Украинской ССР) с ажурной майоликовой короной, сплетенной из декоративных цветов, трав и колосьев. Входную арку обрамляет пышный керамический венок, наверху - тугой сноп пшеницы. Архитектор А. А. Таций, проектировавший здание, широко использовал в его декоре элементы украинского народного творчества.
16 июня 1959 года ВСХВ стала именоваться Выставкой достижений народного хозяйства СССР - ВДНХ. Она представляла успехи стремительно развивающейся советской промышленности. К 1964 году концепция и общий принцип построения экспозиции по отраслевому принципу сформировались окончательно: на выставке появились павильоны "Атомная энергия", "Вычислительная техника", "Радиоэлектроника", "Металлургия", "Химическая промышленность", "Газовая промышленность" и другие.
Павильон "Космос" (перестроенный павильон "Механизация") остался одним из самых крупных. Его стеклянный купол виден отовсюду. В середине 1960-х годов перед павильоном установили ракету-носитель "Восток" - копию той, что подняла в космос первого из землян - Юрия Гагарина. Этот экспонат стал одной из главных достопримечательностей выставки.
Главной задачей ВДНХ была пропаганда передового опыта. Здесь повышали квалификацию и обучались новым методам работы представители самых разных специальностей. В павильонах проводились научно-технические конференции, смотры, выставки, работали семинары, курсы, школы передового опыта. Ежегодно в них участвовало 200-300 тысяч человек. Организовывались и международные мероприятия, особенно многолюдно бывало на книжных выставках-ярмарках. В те годы ВДНХ принимала более 8 миллионов посетителей в год.
ВРЕМЯ НОВЫХ ФОРМВ конце 1960-х годов недалеко от северного входа вырос новый павильон, который стали называть "Монреальским". Его спроектировали архитекторы М. В. Посохин, А. А. Мдоянц, Б. И. Тхор, инженер А. Н. Кондратьев, главный художник Р. Р. Клике для Всемирной выставки "Экспо-67", проходившей в Монреале. На выставке демонстрировались достижения экономики, науки, техники, культуры и искусства.
Внушительный по размерам, одетый в стекло, Советский павильон удивил всех - и посетителей и специалистов. Его огромная, площадью почти с гектар, вогнутая и выдающаяся вперед крыша держится всего на двух V-образных стальных опорах - по тем временам уникальное архитектурное и техническое решение. Здание кажется легким, устремленным вперед. Это ощущение создают небольшой наклон передней стеклянной стены и напоминающий трамплин большой козырек над входом.
Когда выставка в Монреале закончилась, павильон разобрали, привезли в Москву и установили рядом с ВДНХ (теперь это территория выставочного комплекса).
В 1986 году здесь же, в северной части выставки, вырос павильон "Товары народного потребления и услуги населению". Его построил коллектив архитекторов и инженеров под руководством И. М. Виноградского. Два здания треугольной формы объединены широкой внутренней улицей, освещаемой дневным светом сквозь прозрачный стеклянный потолок. Этот сквозной проход как бы продолжает аллею, которая ведет к северному (ранее - главному) входу выставки. Рядом с ним, в начале аллеи, стоит построенная в 1939 году изящная белая арка с резным растительным орнаментом, плотно покрывающим ее стены и подкупольное пространство. Вторая подобная ей арка представляет собой вход в павильон товаров народного потребления. Такое решение позволило связать воедино современную архитектуру и старую выставочную застройку.
ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ ВВЦВ 1992 году ВДНХ вновь переименовали. Новое название - ВВЦ - приживалось с трудом, но сегодня уже вряд ли кто-то назовет выставочный комплекс по-старому. Что же представляет собой Всероссийский выставочный центр начала 2003 года? Он занимает площадь более 238 гектаров, на ней разместились 70 павильонов (46 из них - памятники истории и культуры), уникальные фонтаны, скверы и другие образцы ландшафтной архитектуры. С другой стороны, ВВЦ - это еще и огромный рынок, где можно купить любой товар - от иголки до автомобиля. Толпы покупателей, нагромождение палаток, бистро и закусочных, захламленные и обветшавшие павильоны, а в них - торговые прилавки вместо экспозиций... Вместе с тем выставочный комплекс продолжает жить своей главной жизнью: ежегодно здесь проводится более 300 выставок и ярмарок, в том числе международных. Одновременно в 20 павильонах (остальные приходится сдавать в аренду торговым организациям) могут быть задействованы 130 тысяч кв. м экспозиционных площадей.
ВВЦ и дальше будет заниматься организацией выставочно-ярмарочной деятельности, содействующей развитию экономической, научно-технической и социальной инфраструктуры России, межрегиональному и международному сотрудничеству, формированию рынка инновационной продукции и интеллектуальной собственности, внедрению в производство наукоемких технологий и разработок. Сейчас, например, идет подготовка к проведению в июле нынешнего года IX Международной выставки молодежных научно-технических проектов "ЭКСПО Наука-2003". Это будет грандиозный молодежный форум, на который приедут более 2000 участников из 80 стран мира.
Возрождению ВВЦ как выставки достижений науки, техники, культуры и сельского хозяйства мог бы способствовать грандиозный политико-инвестиционный проект проведения в Москве, на его территории, Всемирной выставки "ЭКСПО-2010". Но Москва конкурс не выиграла; по мнению международного отборочного комитета, более достойным претендентом оказался китайский город Шанхай. И тем не менее планы, связанные с сохранением выставочного комплекса, развитием его инфраструктуры, со строительством новых площадей, с транспортным обслуживанием и т.д., уже осуществляются.
Близ ВВЦ строится эстакада для нового вида городского общественного транспорта - монорельсовой дороги. Она начнется у метро "Тимирязевская", далее через Ботанический сад направится к Останкино, обогнет ВВЦ со стороны главного входа и закончится у трамвайного депо, которое будет переоборудовано под монорельсовый транспорт. Эстакаду поднимут над землей на высоту 6-15 метров (в зависимости от застройки и рельефа местности). Поезда, составленные из 2-6 вагонов, смогут развивать скорость до 60 км/ч и перевозить в час до 4 тысяч пассажиров. Возведение монорельсовой дороги будет стоить в среднем в 5 раз дешевле, чем метро. Строительство, финансируемое из бюджета Москвы, идет уже полным ходом. Завершить его намечено к концу 2003 года.
Планируется воплотить в жизнь и другие замыслы архитекторов и конструкторов. Среди них - возведение 150 тысяч кв. м новых экспозиционных площадей. По мере осуществления этого грандиозного инвестиционного проекта (начало работ намечено на 2004 год) выставочный комплекс будет получать прибыль, которая, по расчетам, позволит наконец отказаться от сдачи в аренду павильонов и открытой территории торгующим организациям. В перспективе на ВВЦ появятся движущиеся тротуары - травелаторы, новые формы осветительных мачт, фонарей, рекламных щитов, газетных и справочных киосков. Архитектурно -парковый ансамбль охватит и Ботанический сад, и территорию Останкинского парка, на которой находятся памятник истории и архитектуры XVIII века - дворец графа Шереметева и примыкающие к нему дубовая роща и каскад прудов.
Всесоюзный выставочный центр ежегодно посещают 11 миллионов человек. В самое ближайшее время он должен значительно расшириться, похорошеть, обзавестись современной инфраструктурой, чтобы стать в один ряд с лучшими мировыми комплексами для проведения крупных международных выставок.
В НОВЫЙ ВЕК - В НОВЫХ ОДЕЖДАХ
Один из самых известных скульптурных памятников ХХ века - творение В. И. Мухиной "Рабочий и колхозница" стал для советских людей символом единения и молодости страны, а для всего остального мира -- олицетворением образа социалистической России. Знаменитой скульптуре уже за 60, но в ближайшем будущем она, похоже, помолодеет: ее ждут ремонт, реставрация и смена пьедестала.
...Международная выставка "Искусство, техника и современная жизнь" открылась в Париже в мае 1937 года. Это был год двадцатилетия Октябрьской революции - серьезный повод продемонстрировать всему миру лучшие достижения Страны Советов. Перед проектировщиками была поставлена непростая задача: в короткий срок создать павильон, который поразил бы воображение посетителей Парижской выставки.
Архитектор Б. М. Иофан, которому был поручен проект Советского павильона, писал: "Павильон рисовался как здание, отображающее своей динамикой мощный рост достижений первого в мире социалистического государства, энтузиазм и жизнерадостность великой эпохи построения социализма, когда труд - есть дело чести, доблести и геройства. Этот замысел надо было выразить настолько ясно, чтобы любой человек, при первом взгляде на наш павильон, почувствовал, что это павильон Советского Союза". По его замыслу вершину уступами устремленного вперед и вверх здания должна была венчать скульптурная композиция - девушка и юноша с серпом и молотом в руках, олицетворяющие единство рабочего класса и колхозного крестьянства.
Чтобы выбрать достойного исполнителя такой ответственной работы, организовали конкурс, в котором приняли участие крупнейшие скульпторы того времени - И. Д. Шадр, М. Г. Манизер, В. А. Андреев, В. И. Мухина. Лучшим был признан эскиз скульптуры "Рабочий и колхозница" Веры Игнатьевны Мухиной.
Мухина сумела добиться синтеза архитектурной и скульптурной частей ансамбля. Ее композиция продолжала общий силуэт здания, а фигуры с высоко поднятыми в соединенных руках серпом и молотом превращали, по выражению автора, "торжественную поступь во всесокрушающий порыв".
Проект был утвержден 11 ноября 1936 года. Поначалу казалось, что остается только увеличить эскиз до нужных размеров. На самом деле создателям монумента пришлось преодолеть множество технических проблем. Теперь, по прошествии времени, кажется почти невероятным, что такую огромную по размерам и сложную по исполнению скульптурную композицию удалось создать менее чем за один год.
24-метровый монумент предстояло поднять на 34-метровую высоту. Камень или бронза, как тяжелые материалы, для этого не подходили. Тогда специалисты Научно-исследовательского института металлообработки предложили использовать стратегическую хромоникелевую (нержавеющую) сталь - легкий, прочный и податливый материал, идеально подходящий для осуществления замысла автора. В. И. Мухина пошла на рискованный эксперимент и "изваяла" скульптуру из нержавеющей стали. Неоценимую техническую помощь ей оказал главный инженер института П. Н. Львов. На заводе изготовили стальные листы всего в полмиллиметра толщиной, и работа началась.
Сжатые сроки заставили отказаться от идеи создания гипсовой модели в натуральную величину. Остановились на скульптуре размером 165 см. (Выполненная в бронзе, сейчас она находится в Третьяковской галерее.) П. Н. Львов специально для "Рабочего и колхозницы" разработал оригинальный метод увеличения фрагментов композиции до нужных размеров. Только головы, как самые ответственные элементы, сначала все же лепили из глины в масштабе 1:1.
Модель передали на завод, и там Вера Игнатьевна и две ее помощницы - скульпторы З. Г. Иванова и Н. Г. Зеленская вместе с инженерами и рабочими, по существу, "выколачивали" фрагменты фигур из металла. Когда все они были готовы, приступили к сборке отдельных частей статуи в единое целое. Работа была столь напряженной, что Мухина порою сутками не уходила из цеха.
"Февраль и март этого года не были ласковы, - вспоминала позднее Вера Игнатьевна, - солнечных дней почти не было: то мороз, то дождь, то вьюга. Каркас и леса обледенели, но два гиганта планомерно покрывались сталью. Железная стрела подъемного крана одну за другой поднимала части статуи. Встали на место ноги, оделись торсы, проплыли по воздуху и срослись с телами руки, затем головы, и, наконец, скрещенные серп и молот увенчали статую".
Несмотря на легкость материала, скульптура весила 75 тонн. Перед отправкой в Париж стального гиганта разобрали на 65 частей и погрузили в 28 железнодорожных вагонов. В. И. Мухина и З. Г. Иванова с группой инженеров и рабочих отправились следом, чтобы монтировать и устанавливать статую. Ее собирали, скрепляли и сваривали 11 дней.
Наконец готовая скульптура заняла свое место на верхней точке Советского павильона. Увенчанный могучим изваянием, он приковывал к себе взгляды всех посетителей выставки. Скульптура В. И. Мухиной оставляла неизгладимое впечатление. На фоне плывущих облаков движение фигур казалось реальным, почти физически ощутимым. О ней говорили как о чуде, сравнивали с Никой Самофракийской.
Посетивший Парижскую выставку Ромен Роллан записал в книге отзывов: "На Международной выставке на берегах Сены два молодых советских гиганта в неукротимом порыве возносят серп и молот, и мы слышим, как из груди льется героический гимн, который зовет народы к свободе, к единству и приведет их к победе".
Участие СССР во Всемирной выставке в Париже было более чем успешным. Оно способствовало укреплению авторитета нашей страны на международной арене. Изображение скульптуры "Рабочий и колхозница" тиражировалось на плакатах, открытках, нагрудных значках, которые разлетались по всей планете. Имя Веры Игнатьевны Мухиной стало известно всему миру.
Но вот выставка закончилась... Французам настолько понравилась скульптура, что они никак не хотели с нею расставаться. И только после настойчивой просьбы советского правительства "Рабочего и колхозницу" разобрали и отправили в СССР. При демонтаже и перевозке скульптуру довольно сильно повредили, так что ее пришлось воссоздавать практически заново.
В 1939 году статую установили перед входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку в Москве. И здесь она сразу завоевала всеобщее признание и огромную популярность. Знаменитое творение Мухиной стало эмблемой киностудии "Мосфильм", ее изображение появлялось на первых кадрах любой киноленты этой студии. В декабре 1984 года скульптуру сделали эмблемой Выставки достижений народного хозяйства взамен прежней - "Тракторист и колхозница".
К великому сожалению автора, в Москве скульптуру установили на слишком низкий для нее постамент, что нарушило пропорции монумента, рассчитанного на обозрение на большой высоте. "Скульптура ползет по земле", - с горечью говорила В. И. Мухина и мечтала о том, чтобы ее детище перевезли на Воробьевы (Ленинские) горы. Там, на высоте смотровой площадки, монумент выглядел бы куда более выигрышно. Но, несмотря на высокую оценку работы В. И. Мухиной (в 1938 году ее наградили орденом Трудового Красного Знамени, а в 1941-м - Сталинской премией), все попытки добиться для "Рабочего и колхозницы" более подходящего постамента ни к чему не привели. Статуя так и осталась стоять на 10-метровой высоте недалеко от северного входа на ВДНХ, замкнутая в тесном пространстве небольшой площади.
За прошедшие десятилетия памятник чистили и ремонтировали лишь считанные разы, последний - почти 20 лет назад. Сталь покрылась грязью и практически утратила прежний блеск. Нуждается в реконструкции и металлический каркас: из-за скапливающейся внутри влаги проржавели соединительные рамы. От облицовки постамента отваливаются куски гранита. Даже "развевающийся на ветру" шарф - гениальная находка Мухиной - как-то деформировался и поник...
Московское правительство нашло способ спасти "Рабочего и колхозницу". Скульптуру отреставрируют и установят на 35-метровой высоте, скорее всего, на крыше нового бизнес-центра. Возможно, для обновленной статуи возведут собственный постамент, повторяющий архитектурными формами павильон, созданный в 1937 году для Всемирной выставки в Париже. Предполагается, что у ног гигантов построят смотровую площадку. Расходы берет на себя фирма, которой выделен примыкающий участок земли под строительство многоярусной автостоянки и торгового комплекса. В ходе реконструкции каркас скульптуры станет титановым, фигуры будут покрыты специальным антикоррозионным составом.
Реставрацию и подъем памятника будут вести производственно-творческие мастерские "БИОР" под наблюдением специалистов Главного управления по охране памятников города Москвы. Работы предполагается начать уже в нынешнем году. А в 2005-м, по окончании строительства торгового комплекса, скульптура В. И. Мухиной "Рабочий и колхозница" вновь обретет свое былое величие и красоту.