Большинство моделей выпускаемых промышленностью снегоходов рассчитаны на высокие скорости. Они снабжены мощным двигателем, сложной трансмиссией и подвеской и потому дороги. А ведь такое транспортное средство необходимо в небогатых хозяйствах российских северных территорий, где снеговой покров держится более полугода. Для них машиностроители из Архангельска разработали малогабаритный буксировщик КБ 48, способный двигаться по снегу и тащить за собой сцепку из груженых саней или волокуш.
При массе машины 88 кг ее широкая гусеница создает такое же давление на снег, как человек на охотничьих лыжах. Четырехтактный двигатель мощностью 4,4 кВт (6 л. с.) с воздушным охлаждением работает на невысоких оборотах. Благодаря этому удалось упростить конструкцию трансмиссии и тем самым снизить ее стоимость. Буксировщик с полной нагрузкой (три человека или 200 кг груза) способен развивать скорость до 20 км/ч, потребляя около 1,5 л бензина в час.
Машина очень маневренна и позволяет передвигаться даже в лесу, поскольку ее ширина не превышает 60 см.
ВИРТУАЛЬНЫЙ ВАХТЕР
Интересное устройство разработали специалисты одного из московских оборонных предприятий. Внешне оно напоминает старинную фотокамеру, и действительно предназначено для съемки, только не совсем обычной. У него два объектива, разнесенных на некоторое расстояние. Снимок делается при воздействии невидимой и безопасной инфракрасной подсветки. Полученные изображения, представляющие собой своего рода стереопару, обрабатывает компьютер и в считанные секунды создает трехмерный образ предмета, который хранится в памяти.
Трехмерный сканер - так называется устройство - можно применять, например, в системах охраны для автоматической идентификации. Его устанавливают перед охраняемой зоной, и, когда желающий попасть сюда человек останавливается перед объективами, сканер делает снимок. При этом не важно, смотрит ли проверяемый прямо в объектив или стоит вполоборота. Полученное изображение сравнивается с хранящимися в архиве образцами, и если устройство обнаруживает совпадение, оно дает сигнал, разрешающий пройти. В противном случае вход запрещен.
Сканер может использоваться и в технических целях, например для контроля изделий сложной формы, скажем, кузовов автомобилей. Он обнаружит отклонение всего в 1 мм от размеров эталона.
ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ В РЮКЗАКЕ
Чабаны и оленеводы, геологи и охотники, рыбаки и туристы - кто вынужденно, кто намеренно - временами оказываются вдали от цивилизации. Но в какой бы медвежий угол ни попал современный человек, ему не обойтись без устройств, для которых нужна электроэнергия. Несколько автономных источников электроэнергии для "отшельников" были представлены на выставке двойных технологий, на ВВЦ.
Для пастухов, например, которые по несколько суток проводят на стойбище, разработаны новые солнечные батареи. Их делают из аморфного кремния, который, в отличие от хрупких кремниевых монокристаллов, легко гнется и не боится ударов и других физических воздействий: элемент можно пробить насквозь, даже прибить гвоздем к стенке, но работоспособность его сохранится. Самая маленькая батарея (фото вверху) вырабатывает электрический ток мощностью 7,5 Вт. Мощность больших по площади фотоэлектрических преобразователей достигает 32 Вт. Принято считать, что солнечные батареи целесообразно применять в низких широтах. Но в условиях заполярья летом солнце светит круглосуточно, и здесь они тоже оказываются очень эффективны.
Тех же, кто постоянно в пути и останавливается лишь на ночевки, может заинтересовать химический источник тока с магниевыми электродами (фото в центре). Эта мини-электростанция компактна и совсем немного весит. Чтобы привести ее в действие на привале, достаточно нескольких минут: нужно залить в баки воды, насыпать обычной поваренной соли, растворить ее и погрузить в раствор электроды.
Источники развивают мощность до 18 Вт и в зависимости от типоразмера имеют емкость от 40 до 120 А.ч. Когда электроэнергия больше не нужна, остается только слить относительно безопасный электролит.
ПРИ ВЗРЫВЕ ОСКОЛКОВ НЕ БУДЕТ
У баллонов со сжатым газом есть неприятное свойство - при нагревании они склонны взрываться, поражая осколками окружающее пространство. Специалисты небольшого предприятия, образованного на базе ЦНИИМаша, лидера в области создания космической техники, разработали конструкцию баллонов, стенки которых изготовлены из специального композитного материала, применяющегося для корпусов твердотопливных ракетных двигателей. Баллоны намного легче металлических и выдерживают давление до 300 атмосфер.
Конечно, и они не гарантированы от разрушения. Но даже если у них происходит разрыв стенки, осколки совсем не образуются.
Безопасные баллоны используют, в частности, в дыхательных аппаратах для пожарных и для изготовления огнетушителей.