Конкурсы снежных и ледовых скульптур, проводимые в России с 1985 года, стали привычными для жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Казани, Ижевска, Каргополя, Салехарда и других городов. Их организацией занимается директор культурного центра "Вьюговей" Виктор Павлович Чернышев. Ему же принадлежит идея проведения в нашей стране чемпионатов по песчаной скульптуре (о праздниках "Вьюговея", ледяных дворцах и песчаных скульптурах см. "Наука и жизнь" № 5, 1986; № 12, 1991; № 2, 1993; № 1, 1994; № 10, 1996 г.). А вот огненные скульптуры с динамическими эффектами для нас пока еще в диковинку. Хотя команда, ваяющая их, в России есть, и на международных чемпионатах, устраиваемых в Европе, между прочим, лидирует. О ней - наш рассказ.
Единственной отечественной командой, которая кроме ледовых и песчаных скульптур создает еще и огненные, является команда Рашида Сагадеева, преподавателя живописи, члена Союза художников России.
Рашид Махмудович родом из Архангельска. Скульптурой из снега занимается 20 лет, а ледяными изваяниями - 10. После учебы попал по распределению в город Каргополь, здесь женился. Здесь же организовал команду скульпторов, в которую вошли Сергей Селедков, Владимир Синетенко, Александр Кудичев, Леонид Копейкин, Олег Воробьев, Татьяна Сагадеева.
В последнее время жизнь раскидала участников команды по разным городам. Сагадеев с семьей вернулся в родной Архангельск. Леонид Копейкин перебрался в Москву. Но связь каргопольчан не прерывается. Чуть что - созваниваются и едут на очередной чемпионат завоевывать новые награды. А наград у команды немало.
Что заставляет профессиональных художников, скульпторов, строителей, резчиков по дереву, преподавателей и студентов архитектурных академий, да и просто художественно одаренных людей объединяться в команды и посвящать свой досуг созданию снежных, ледовых, песчаных или огненных скульптур? Ведь подобные творения, столь зависимые от милостей природы, зыбки и недолговечны. А работа над ними требует сил и закалки. Однако участников чемпионатов это мало беспокоит. Им важно, чтобы материал для ваяния позволял создавать гигантскую композицию за считанные часы или дни и чтобы в нем можно было воплотить любой оригинальный замысел, любую фантазию.
- Все идеи исходят от капитана нашей команды - Рашида. По его эскизам мы выполняем скульптуры. Я по профессии строитель, - рассказывает Леонид Александрович Копейкин, - поэтому забота о конструкции лежит на мне. На Международном фестивале ледовой скульптуры в Санкт-Петербурге в 2003 году мы завоевали первое место и приз в 1,5 тысячи долларов за композицию "Полет над Невой". Это фигура балерины, парящая над невскими волнами. Рашид рассказывал, что тема произведения ему приснилась, и он практически не сомневался в победе команды.
- А как команда пришла к огненной скульптуре? - спрашиваю у собеседника. - И вообще, откуда она родом? Я знаю, что в Вильнюсе на берегу реки Нярис, кажется, восьмой год подряд проходит фестиваль огненных скульптур. Там из сена и соломы делают огромные, метров по десять в высоту, сооружения.
- Откуда родом огненная скульптура - трудно сказать. Наверное, это пошло еще с языческих времен. В России, например, на празднике проводов русской зимы по традиции сжигают чучело Масленицы. Соломенные фигуры сооружают во многих европейских странах, чтобы затем поджечь. Происходит это обычно осенью. Так отмечают природное явление, когда Солнце на зиму поворачивает и дни становятся короче.
С огненной скульптурой нас свел случай. В 1997 году на ледовом конкурсе в Швеции, в городе Лулео, местные скульпторы показали нам фотографии своих огненных скульптур и пригласили к себе на очередной фестиваль. Мы понимали, что готовиться к нему надо серьезно. Ведь предстоит сделать не просто соломенное чучело, а огромную фигуру из деревянных реек, соломы, бечевок, которая должна не только извергать языки пламени, но и производить динамические эффекты, двигаться.
И вот в ноябре 1998 года в Стокгольме первый раз наша команда участвовала в подобном конкурсе. Тогда мы никакого места не заняли, так как слегка превысили отведенное для действа время. Но наша скульптура "Грифон" зрителям понравилась. Потом два года подряд, летом 2000 и 2001 годов, мы ездили на соревнования в Австрию, в курортный город Ишгль (в Альпах), а в августе 2002 года - во Францию, в город Фекан (на побережье Ла-Манша). И всякий раз занимали первое место. Разумеется, этому предшествовали тренировки на родине.
Сагадеев устраивал феерические представления в городе Добрянка Пермской области, Каргополе, Архангельске, Казани. Созданные по его эскизам фигуры не просто горели, а жили своей жизнью. Огромный цветок распускался на глазах изумленной публики. Соломенная баба вращалась и раскидывала по сторонам горящие ведра.
В отличие от ледовой и песчаной, огненная скульптура - это целый спектакль, со своей режиссурой, кульминацией и развязкой. Каждая команда в обязательном порядке заранее присылает на конкурс эскиз скульптуры и обговаривает музыку для своего представления, которая призвана создать соответству ющее действию настроение. На создание одного произведения организаторы конкурса выделяют около 300 килограммов прессованной соломы, рулон стальной проволоки и определенное количество гвоздей, саморезов, шурупов, брусков, реек. Мастера должны быть не только художниками, но и прекрасными плотниками. А еще - инженерами и математиками. Иначе невозможно правильно рассчитать время горения деталей, момент, когда фигура раскроется и "оживет". Важно также, чтобы она не рассыпалась и не затухла раньше положенного срока. Определяется и время работы - с 9 до 18 часов, один или два дня. Представление обычно начинается в десять часов вечера. Жюри присуждает баллы за то, как выдержаны эскиз, тема и какой результат получился.
В 2000 году на конкурсе в австрийском городе Ишгль команда Сагадеева сделала оленя, рога которого украшало солнце. Когда скульптуру подожгли, от солнца стали падать, скатываясь по растяжкам, огненные шары - лучи.
А в 2001 году в том же городе Ишгль наши сотворили композицию "Змей - хранитель гор". Догорая, он опустил крылья, вытянул шею, открыл пасть - и оттуда вылетел огненный шар.
Французы изобразили мифического героя, из сердца которого выходили горящие стрелы, голландцы - абстрактную композицию из треугольников с шарами, шведы - овцу у водопоя (догорая, она подняла голову). Участников было немного, а зрителей хоть отбавляй. Горящие скульптуры отражались в озере, огонь повторял их очертания. Завораживающее зрелище!
На прошлогоднем чемпионате во французском городе Фекан было двенадцать команд: из Германии, Австрии, Франции, Польши, Литвы, Греции, Кореи и России. Шесть выступили в первый день, шесть - во второй. Одна из трех французских команд сделала "Эйфелеву башню". Поляки - фужер с коктейлем, ломтиком лимона и трубочкой. Наша композиция называлась "Огненный цветок". Его лепестки, сгорая, медленно раскрывались под звуки неземной, космической музыки. На третий день чемпионата все команды вместе (каждая на своем участке) ваяли большого лунного змея, ползущего по песку. Вечером его дружно подожгли. Впечатление от увиденного было грандиозным.
Подобные конкурсы на Западе финансируются за счет бюджета города, в котором они проходят. На представление приезжают тысячи людей. Понятно, что игры с огнем небезопасны. Поэтому устроители выделяют под феерическое шоу пляж или большое огороженное поле вблизи водоема, зрителей за ограду не пускают. В России такие чемпионаты ни разу не проводились. Нет спонсоров и энтузиастов, которые взяли бы на себя роль организаторов. Да и команда всего одна.
Но, как знать, может, время создавать и лицезреть горящие чудеса для России не за горами? Ведь феерические представления, благодаря команде Рашида Сагадеева, в нескольких российских городах состоялись. И зрители им радовались.
Фото Л. Копейкина.