№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Авторское право и интернет

Марина Макарова, федеральный судья в отставке

Интернет уже давно вошёл в нашу жизнь как удобный источник знаний и развлечений. Но мы редко задумываемся о том, что существуют законные правила использования информации, которую получаем через сеть. Ведь информация, будь она текстовая, аудио-, видео-, графическая (фото или рисунки), программная или какая-либо ещё, — плод человеческого интеллекта, творчества, и на интернет распространяется действие общих правил авторского права.

Фото: Numismarty/ru.depositphotos.com.

Авторское право, один из разделов гражданского права, регламентирует имущественные (связанные с получением материальных благ) и неимущественные (не связанные с благами) отношения, возникающие вокруг создания и использования интеллектуальной собственности. В цивилизованном обществе интеллектуальная собственность, как и материальная, охраняется государством. Заметим, что в США случаи нарушения авторских прав расследует такая серьёзная организация, как ФБР, даже если они не связаны с материальным ущербом.

Для начала напомним, что, согласно статье 1259 Гражданского кодекса РФ, к объектам авторских прав относятся произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Закон защищает литературные, музыкальные, сценарные, хореографические, аудиовизуальные произведения, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов, а также фотографии, географические и другие карты, планы, программы для ЭВМ. Интернет-сайт тоже можно рассматривать как объект авторского права, ведь кем-то он создан, значит, имеет автора.

Кроме того, к объектам авторских прав относятся так называемые производные произведения, созданные переработкой уже имеющегося другого творения (например, экранизации, аранжировки, инсценировки, переводы). Поскольку тот, кто переработал исходное произведение, также вложил свой интеллектуальный труд, то ему принадлежат авторские права на результат переработки.

Авторские права могут распространяться на часть произведения, на его название, на его персонаж. Например, чтобы воспользоваться символом в виде симпатичного зверька — Чебурашки, необходимо испросить на это согласие его авторов — писателя Эдуарда Успенского и художников-мультипликаторов.

Для возникновения авторских прав не требуется официальной регистрации произведения. Важно лишь, чтобы оно было обнародовано.

Если вы сочинили стихотворение ко дню рождения своего друга и разместили его в интернете, то вы изначально являетесь его автором, и никто не имеет права выдать этот стих за свой, что-то изменить, добавить, исправить. Другой вопрос — как в случае конфликта доказать своё авторство. Но это уже отдельная тема — проблема обеспечения доказательств.

А вот идея, мысль, сюжет не являются объектами авторского права. Разные авторы могут написать книги на один и тот же сюжет, и при этом у них будут разные объекты авторских прав. Скажем, Алексей Толстой написал «Приключения Буратино», сильно переработав сюжет Карло Коллоди, а затем по этой книге и фильмы снимали.

Автору по закону принадлежат исключительное право на произведение, право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на его обнародование. Автор может его использовать в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Как правило, за использование произведения положен авторский гонорар.

Из статьи 1270 ГК РФ следует, что использованием произведения считается его воспроизведение, то есть изготовление одного и более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи; его распространение и публичный показ. Сюда же относится импорт оригинала или экземпляров произведения для распространения в нашей стране, выдача произведения напрокат, его публичное исполнение, передача по радио и телевидению, перевод или другая переработка.

Отмечу, что своё исключительное право на произведение, как и право на его обнародование, автор может по договору передать другому лицу. И тогда разрешение на использование придётся запрашивать у этого другого лица.

Срок действия авторского права — в течение всей жизни автора плюс 70 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. После смерти автора его правами распоряжаются наследники или правопреемники, и в течение 70 лет необходимо испрашивать их согласие на использование произведения. После указанного срока оно становится общественным достоянием и может свободно использоваться кем угодно, в том числе в интернете, без чьего-либо разрешения и без выплаты вознаграждения.

Что же касается других вышеуказанных прав автора, то они неотчуждаемы. Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются законом бессрочно. Никто не сможет спустя столетия после смерти Александра Сергеевича Пушкина присвоить себе авторство или позволить себе «доработать» роман «Евгений Онегин».

Наверняка вы замечали, что на радио и телевидении в последнее время редко транслируют театральные постановки. Одна из основных причин — работающее авторское право. Ведь чтобы предложить слушателю или зрителю спектакль, поставленный на театральных подмостках, администрация канала должна заплатить немаленький авторский гонорар, что может сильно уменьшить доход от телерекламы.

Авторами театральной постановки, как и любого фильма, художественного или документального, считаются автор произведения, положенного в основу пьесы или фильма, автор сценария, режиссёр-постановщик, композитор, поэт (если в пьесе или кинофильме есть песни). Все они имеют право на гонорар.

Не относятся к объектам авторских прав официальные документы госорганов и муниципальных органов власти, международных организаций, государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, деньги, марки…), а также произведения народного творчества, не имеющие конкретных авторов. Нет авторского права и на сообщения чисто информационного характера (новости дня, программы телепередач, расписания транспорта, прогнозы погоды и так далее).

Фольклор можно смело исполнять публично в коммерческих целях, не испрашивая ни у кого разрешения и не опасаясь каких-либо материальных претензий. Ведь у него нет конкретного автора.

Интернет хорош тем, что большинство информационных ресурсов предоставляются для свободного доступа. Помещая какую-то информацию в интернет, вы её обнародуете для всех. Но свободный доступ не означает свободного использования.

Сейчас в интернете много как платных, так и бесплатных ресурсов. Если доступ к информации на сайте бесплатен, это не значит, что, используя его информацию, не надо соблюдать требования закона. Чаще всего закон нарушают, разместив на своём сайте чужие произведения без разрешения авторов.

Что же можно делать без согласия автора и бесплатно, а чего нельзя?

По статье 1273 ГК РФ, допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты гонорара воспроизведение гражданином обнародованного произведения исключительно в личных целях, для себя.

Уточню, что воспроизведением считается также и изготовление одного или нескольких экземпляров произведения или его части в любой материальной форме. Кстати, его скачивание на жёсткий диск своего компьютера — тоже воспроизведение.

Мы смело, не испытывая угрызений совести, можем скачать, например, книгу из интернета для личного чтения и чтения членами своей семьи, но не имеем права, не поставив в известность автора (правообладателя), размножить эту копию для продажи.

Но есть исключения. Даже для личного пользования нельзя копировать произведения архитектуры — здания и другие сооружения (нельзя возвести на своём дачном участке копию памятника Петру Первому или главного здания МГУ). Нельзя копировать целиком базы данных или их существенные части. Даже для себя, без продажи другим, нельзя копировать компьютерные программы. Нельзя полностью репродуцировать книги и ноты, то есть факсимильно их копировать с помощью любых технических средств.

Нельзя делать видеозаписи аудиовизуального произведения для демонстрации кому-либо, кроме вашей семьи. То есть нельзя, сидя в театре, вести видеосъёмку спектакля, чтобы потом размножить её и продавать желающим. Но показать своим родным можно.

В соответствии со статьёй 1274 ГК РФ, можно без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения цитировать его труд в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях. Сюда входят и обзоры печати с отрывками из газетных и журнальных статей. Можно использовать произведения и отрывки из них как иллюстрации в учебном издании, радио- и телепередачах или в своём блоге. Но обязательно указать, кто автор и откуда взята цитата.

Разрешено воспроизводить в периодическом печатном издании, читать по радио или телевидению статьи по различным актуальным вопросам, опубликованные в печатной периодике, если это не было специально запрещено автором или иным правообладателем.

Никто не запрещает воспроизвести в периодике, сообщить в радио- и телепередачах публично произнесённые политические речи, обращения, доклады и тому подобное в объёме, необходимом для информирования читателей, слушателей и зрителей.

Закон разрешает в репортажах о различных событиях показывать произведения, увиденные или услышанные репортёром. Это значит, что не запрещены репортажи с выставок, концертов, конкурсов исполнителей и других культурных событий.

Разрешено бесплатное публичное исполнение произведений вживую в образовательных, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы. То есть поставить своими силами спектакль в школе, больнице или тюрьме можно без разрешения автора.

В нашем законодательстве существует понятие «смежные права». Субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания. Ведь они заключили договор с автором, разрешившим им использовать своё произведение.

Смежные права тоже охраняются. В российском Уголовном кодексе на этот счёт есть статья 146 под названием «Нарушение авторских и смежных прав». Она предусматривает уголовное наказание за присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный или особо крупный ущерб автору или иному правообладателю, а равно и за приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта. При этом крупным ущербом считается, если стоимость экземпляров произведений либо прав на них превышает сто тысяч рублей, а особо крупным — миллион рублей. Наказание — лишение свободы на срок до шести лет. Но, конечно, дело до уголовного преследования у нас в стране редко доходит. В основном используются гражданско-правовые методы защиты — возмещение материального ущерба.

В интернете по объективным причинам сложно добиться максимального соблюдения авторского права, но то, что российское законодательство хотя бы обратило на это внимание, уже большой плюс.

Согласно действующему Федеральному закону от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», правообладатель, обнаружив сайт, на котором незаконно размещена информация, содержащая объекты его авторских и (или) смежных прав, может направить владельцу этого сайта заявление о нарушении своих прав. Владелец информационного ресурса обязан рассмотреть претензию в течение 24 часов и удалить незаконно размещённую информацию.

Если же реакции на заявление нет, правообладатель может потребовать заблокировать сайт, обратившись через суд в Роскомнадзор.

Другие статьи из рубрики «Юридические чтения»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее