№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

ШКОЛА ГО: КОНКУРС ИГРОВЫХ ЗАДАЧ. III тур

Конкурс ведут А. ДИНЕРШТЕЙН и А. БИТМАН.

Илл. 1.
Илл. 2.
Илл. 3.
Илл. 4.
Илл. 5.
Илл. 6.
Илл. 7.
Илл. 8.
Илл. 9.
Илл. 10.

В игре го гармонично сочетаются элементы стратегии и тактики. Тактика более доступна для начинающих, но без понимания стратегических принципов го невозможно правильно строить планы в начале партии (фусэки) и в середине игры (тюбан). В фусэки принято первыми ходами занимать и разыгрывать углы, поскольку именно там легче всего построить территорию и создать жизнеспособную группу.

Чаще всего в углах занимают точки 4-4 (хоси), 3-4 (комоку) и 3-3 (сан-сан). Стандартные и примерно равновесные розыгрыши угла носят название "дзёсэки". При выборе конкретных вариантов необходимо учитывать общую ситуацию на доске и даже положение камней в противоположной части доски (возможность лестницы!). Одиночный камень в углу обычно подвергается атаке противника с помощью приближающего хода (какари). Конструкция из двух камней, защищающая угол, носит название "симари".

Чтобы понять, как следует играть в фусэки, надо знать свойства и предназначение линий, которые можно классифицировать так: первая линия - линия смерти, вторая - линия поражения, третья - линия территории, четвертая - линия влияния. Пятую линию и выше можно считать линиями приключений.

С учетом сказанного ставить камни на первую и вторую линии в начале партии крайне не рекомендуется. В первом случае очки не строятся совсем, а во втором - каждый ход приносит лишь одно очко территории. Опытные игроки пытаются соблюдать баланс между 3-й и 4-й линиями. Тех, кто играет только по 3-й линии, можно обвинить в излишней жадности. А играть исключительно на влияние крайне опасно. Можно наметить огромную зону в центре, но если соперник сумеет влезть в нее и выжить внутри, то можно остаться у разбитого корыта.

Обычно после занятия углов рекомендуется распространяться вдоль сторон доски и лишь потом - в направлении центра.

В решении задач большую помощь начинающим окажет полный текст "Школы го" В. Асташкина и Г. Нилова, публиковавшейся в журнале "Наука и жизнь" в 1975 -1976 годах. Адрес в Интернете: http://kido.com.ru/school/.

При отсылке ответов просьба указывать имя, фамилию и местожительство.

Задачи

1. Пунктами А, В и С обозначены ходы какари. Какой из этих ходов следует признать неправильным?

(Иллюстрация 1)

2. Можно ли назвать успешным план белых при условии, что доска пустая? Объясните свою точку зрения.

(Иллюстрация 2)

3. Ходом 1 белые вторглись в сан-сан. Пример этого дзёсэки разобран выше. А вот с какой стороны следует блокировать белый камень - А или В?

(Иллюстрация 3)

4. Позиция из партии Такемия Масаки (ч) - Рин Кайхо. Ход черных. Что лучше, атаковать белый камень при помощи какари (А), прижимать его сверху (В) или же отнимать очки в углу (С)?

(Иллюстрация 4)

5. Белые ходом 1 провели вторжение в форму под названием "огейма симари". В чью пользу следует оценить приведенный вариант и почему?

(Иллюстрация 5)

6. Позиция из партии Кобаяси Койчи (ч) - Такемия Масаки. Ход черных. Какой план им избрать? Отнять угол ходом в А, мирно поселиться на стороне (В) или же атаковать камень в сан-сан с построением стенки (С)?

(Иллюстрация 6)

7. Какая форма лучше, справа или слева? Объясните свою точку зрения.

(Иллюстрация 7)

8. Пример из партии Ли Чангхо, 9-дан (ч) - Ким Сучанг, 8-дан, Корея, 1991. Ход черных. Какую стратегию им избрать? Дайте краткое обоснование своему выбору (А, В или С).

(Иллюстрация 8)

9. Эта позиция нередко возникает после стандартного дзёсэки (добавлены отмеченные камни). Ход черных. Укажите первые пять ходов в комбинации, убивающей угол.

(Иллюстрация 9)

10. Черные первым ходом пошли в центр, а затем стали обезьянничать. Какой план противодействия следует избрать белым? Ведь они определяют рисунок дальнейшей борьбы. Оцените действия белых и дайте возможный прогноз результата партии.

(Иллюстрация 10)

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Логические игры. Головоломки»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее